Экспертиза инвалидности в пандемию
В опросе участвовали профильные некоммерческие организации пациентов, 116 НКО со всей России.
Около 3 млн россиян ежегодно обращаются за МСЭ. И если до пандемии коронавируса, отмечают пациентские НКО и тематика обращений от граждан в основном была традиционной, то за предыдущий год и по март текущего наметились новые тенденции.
Среди позитивных изменений этого года отмечается уменьшение количества жалоб на 11% относительно 2019 г.
68% НКО отметили, что специалисты МСЭ стали приветливее с обращающимися и проявляют больше уважения к ним. Поистине великое достижение, скажем прямо, когда служба, содержащаяся на средства налогоплательщиков, проявляет к ним благосклонность. Кроме того, вполовину сократилось количество отказов в процедуре оформления инвалидности после освидетельствования. Жалоб инвалидов на не продление экспертизы и их недовольство с назначенной программой реабилитации стало меньше.
Процедурные вопросы региональные главные бюро экспертизы освещают на своих сайтах открыто и доступно, но контент их явно нуждается в доработке, чтобы создать более дружелюбный и понятный интерфейс. Телефонная горячая линия главных бюро всегда на связи и в основном решают вопросы по оказанию помощи обратившимся, предоставляя информацию по этапам экспертизы.
Среди негативных моментов 52% НКО указали, что большинство пациентов жалуются на продолжительные сроки ожидания как специалистов, так и диагностики. 44% НКО зафиксировали недовольство пациентов походами в разные учреждения при проведении экспертизы. 37% НКО заметили несогласие пациентов с присвоением им группой инвалидности, которую они не ожидали.
По результатам исследования лидером антирейтинга стал финансовый вопрос по проведению экспертизы, хотя услуги по ней бесплатны в рамках госгарантий. Чтобы убыстрить процесс диагностики пациент платит из своего кошелька.
Недовольны пациенты и сроками экспертизы по получению инвалидности, так жалобы их выросли вдвое. Пациенты недовольны отказами ЛПУ оформить направление на экспертизу. Таких недовольных стало в полтора раза больше.
Четверть из опрошенных НКО указали на то, что увеличилось число жалоб пациентов, которые не могут оформить заключение врача в условиях закрытия плановой медицинской помощи в пандемический период.
Ян Власов, сопредседатель всероссийского союза пациентов, считает, что проблемы сместились в плоскость медицинских учреждений, где осложнилась выдача направления на экспертизу. Эта неорганизованность в первичном звене сбора документов значительно снизила удовлетворенность граждан услугами главных бюро экспертизы.
Поэтому сейчас так важно взаимодействие НКО с органами власти и представителями МСЭ. Общественный контроль поможет в совершенствовании работы МСЭ.
Работа специалистов поликлиник при подготовке направлений на экспертизу наиболее организована в Москве и Санкт-Петербурге. Почти половина НКО отметили это в своем исследовании. В других городах и особенно в сельской местности работа поликлиник становится только хуже.
По материалам информационной службы Всероссийского союза пациентов
Елена Милова