26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Фармрынок в эпоху санкций: стоит ли ждать кризиса?

Фармсектор ждет очередного кризиса. Предполагается, что ударить по отечественному фармацевтическому рынку должно новое снижение спроса на лекарства. А помогут ему в этом санкции против нашей страны и рост цен в наших магазинах. Впрочем, по мнению ряда экспертов — членов Российской ассоциации фармацевтического маркетинга, кризиса на фармрынке может и не быть.

РОССИЯНЕ БОЛЬШЕ НЕ В СИЛАХ "РАБОТАТЬ НА ЛЕКАРСТВА"

Главная слабость российского фармацевтического рынка — его зависимость от благосостояния пациентов. Возможно, наш рынок — последний из крупных рынков мира, построенных на деньгах посетителей аптек. И очень вероятно, что эти деньги заканчиваются. По ценам на лекарства Россия уже догнала (а в некоторых случаях — даже перегнала) Евросоюз. По размерам зарплат и, естественно, по уровню финансового благополучия своих граждан — наша страна по–прежнему остается далеко позади ЕС.

В результате «рыночная» модель фармацевтического рынка в нашей стране исчерпала себя. Старт лекарственного возмещения, как и переход отечественного производителя на стандарты GMP, в очередной раз откладывают. И если россияне по–прежнему будут сами платить за медикаменты, фармрынок России вряд ли сохранит двузначные темпы роста. Впрочем, это будет еще не кризис, а «всего лишь» стагнация. Правда, большинство катастроф почему–то начинается именно с прекращения развития, но многие предпочитают не вспоминать об этом.

Вот и первая веская причина для кризиса на отечественном фармрынке. Если за лекарства в аптеках не платит государство, то на эти лекарства работает пациент. В нынешних условиях пациенту может не хватить денег даже на еду: под предлогом санкций в магазинах стремительно растут цены на… отечественные продукты питания, которые никаким санкциям не подвергались. Конечно, спрос на медикаменты не особенно эластичен, но россияне, вынужденные экономить на еде, могут начать экономить и на собственном здоровье.

КРИЗИС–1998: ЮНЫЙ ФАРМРЫНОК В ОДИНОЧКУ НЕ СПРАВИЛСЯ

Что готовит нам грядущий кризис и можно ли его предупредить? Чтобы найти верный ответ на этот вопрос, генеральный директор IMS Health в России и СНГ Николай Демидов предлагает проанализировать кризисы 1998–1999 и 2008–2009 гг. Первый из них обрушил юный российский фармрынок, второй прошел практически незаметно для успевшего окрепнуть фармсообщества. Начнем с 1990–х. 17–му августа 1998 г. сопутствовала весьма «благоприятная» для человека и бизнеса обстановка:

  • дисбаланс в налогово-бюджетной сфере;
  • неплатежи;
  • снижение сразу нескольких показателей — ВВП, инвестиций в основной капитал и уровня жизни россиян;
  • стабильный (и даже немного завышенный) курс рубля до 17 августа и его резкое падение после.

Еще не успевший сформироваться фармацевтический рынок не выдержал подобного испытания. Вместе с курсом рубля и уровнем жизни в нашей стране упали и продажи лекарств, причем так, что фармсектор «приходил в себя» еще два с половиной года. По понятным причинам обанкротились многие дистрибуторы (кстати, и в 2014 г. аптеки должны оптовикам около 140 млрд долл.). Ряд фармацевтических компаний «заморозил» свою работу или вообще ушел с рынка. Начались рискованные и в то же время оправданные инвестиции в продвижение ЛС…

КРИЗИС–2008: РУКУ ПОМОЩИ ПРОТЯНУЛО ГОСУДАРСТВО

Через десять лет экономическая картина стала несколько иной. Уровень жизни наших соотечественников вновь ухудшился. Снизились продажи некоторых товаров. В ряде отраслей начался кризис. Однако цены в российских магазинах не подскочили, а рубль не обрушился. Девальвация национальной валюты проходила постепенно. «Медленно, но верно» дорожали продукты питания и прочие товары. Все это сопровождали два серьезных процесса: отток капитала за рубеж и колебания цен на нефть.

На этот раз фармрынок пришел в себя достаточно быстро. На помощь ему пришли государство и эпидемия гриппа. Отечественные производители получили государственную помощь, отечественные пациенты – регулирование цен на лекарства. Противопростудные препараты стали пользоваться огромным спросом. Правда, продажи лекарств в долларах несколько уменьшились, но причиной этому был лишь рост курса американской валюты. В результате кризис не состоялся.

В 2014 г. ситуация с рублями и долларами повторилась. В «американском» выражении фармацевтический рынок падает, в «российском» — растет. Причина все та же — изменение курса. Какими будут его последствия — зависит от регулятора и фармсообщества.

ПОЧЕМУ РАСТУТ ЦИФРЫ НА ЦЕННИКАХ

Сегодня фармсектор ждет нового кризиса. Экономическая обстановка в стране, к сожалению, к этому располагает. С кризисом 1998–1999 гг. ее сближает снижение темпов роста ВВП и других важных показателей. С кризисом 2008–2009 гг. — «ползучая» девальвация рубля и отток капиталов за рубеж. В дополнение к этому — дефицит государственного бюджета и необходимость «резать» расходы на самое необходимое. Еще одна угроза — подорожание различных товаров. Причем не только и не столько российских.

Когда биодобавки и витамины на короткое время попали в список ответных отечественных санкций, профессиональное сообщество прогнозировало новый скачок цен в аптеках. Ведь значительное сокращение аптечного оборота (а в случае с витаминами, БАД и лечебным питанием — его сокращение более чем на 500 позиций) в наших условиях неминуемо приводит к росту цен на лекарства. Однако запасы, которые имеются у дистрибуторов, делают этот рост более или менее плавным.

Подобные прогнозы — как в аптеке, так и в магазине — должны сбываться лишь при одном условии: если исчезнувший с полок товар действительно незаменим. Проще говоря, чем меньше товаров, тем они дороже. У государства и ритейлера остаются две стратегии: поднимать цены на то, что осталось, или заполнять освободившиеся места на полках продуктами из стран, не попавших под санкции. Иными словами, если в супермаркете нет американского мяса, то у него есть альтернатива: повысить цены на всю остальную мясную продукцию или же заменить запрещенный товар из США аналогичным товаром из другого государства. Во втором случае цифры на ценниках значительно измениться не должны.

Если в ближайшие месяцы цены на еду все-таки подскочат, это не сможет не отразиться и на обороте аптек. Российский пациент, может быть, и готов экономить ради лекарств, но только тогда, когда ему еще хватает денег на съестное.

КРЫМ КАК НОВЫЙ "ФАКТОР РОСТА"

Возможно, сохранить и даже увеличить темпы роста отечественному фармрынку поможет Крым. Даже сейчас рынок вновь обретенной республики не так уж мал. Да и переход на российскую валюту и присоединение к программам льготного лекарственного обеспечения должен ускорить рост крымского фармрынка. Еще один положительный фактор для Крыма — повышение зарплат бюджетникам и силовикам. Благодаря всему этому, в ближайшие 1–2 года фармацевтический рынок на полуострове ощутимо вырастет. По некоторым прогнозам, в 3–5 раз.

Сегодня в республике Крым живут около 1,97 млн человек. А по объему фармацевтического рынка регион уже сейчас сопоставим с Мурманской, Курской и Ленинградской обл. Правда, по среднедушевому потреблению готовых лекарственных средств Крым пока еще на одном из последних мест в стране. Его показатели сравнимы с показателями других южных республик: Дагестана, Ингушетии, Кабардино–Балкарии.

Единственное «но»: крымский фармацевтический рынок, как и любая другая часть фармрынка России, будет развиваться за счет все того же двигателя — денег пациентов. А они, как известно, имеют свойство заканчиваться. А это значит, что если отечественный фармсектор в ближайшие годы не получит лекарственное страхование, ситуация на рынке лекарств останется на прежнем месте. В одном шаге от кризиса.

ГОСЗАКУПКИ ПО–НОВОМУ: БЫТЬ ПЕРВЫМ НЕ ХОЧЕТ НИКТО

В последнем квартале 2013 г. объем государственных лекарственных средств на отечественном фармрынке значительно увеличился. Помог этому регулятор.

Вступление в силу Федерального закона от 05.04.13 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (включая и закупки ЛС) было назначено на 1 января 2014 г. Это заставило многих произвести закупки на 2014 г. по старой процедуре, предусмотренной еще действовавшим Федеральным законом №94-ФЗ.

По мнению сопредседателя РАФМ Германа Иноземцева, игроки фармрынка испугались не самого факта перехода на федеральную контрактную систему, а резкой смены правил игры. У большинства представителей фармсектора еще нет четкого понимания, как на практике должна проходить новая процедура госзакупок. Более того, при изучении нового закона эксперты обнаружили в нем несколько нестыковок. Боясь сталкиваться с законодательными противоречиями, в декабре 2013 г. бюджетодержатели российского фармрынка бросились опубликовывать сведения о своих торгах, чтобы успеть провести их еще по старым правилам.

Сегодня избежать новых правил игры уже не удастся, и фармрынок замер в ожидании. Участвовать в первых торгах не хочет никто, но понаблюдать за первой процедурой государственных закупок по новому закону мечтают все. Когда Контрольно-счетная палата и органы прокураторы выставят первопроходцам первые претензии — фармсектор поймет, как действовать. Правда, результаты первых торгов могут и отменить, поэтому мало кто из участников фармрынка горит желанием проверить эффективность новой процедуры на собственном опыте…

По данным DSM Group, государственный сегмент фармацевтического рынка растет наиболее медленно и рискует «уйти в минус» значительно сильнее, чем коммерческий. Эксперты предрекают сокращение бюджетных закупок лекарств, а это еще одна угроза для рынка, находящегося в ожидании кризиса.

В УПАКОВКАХ — ПО НУЛЯМ, ПОДРАСТЕМ ЛИ ПО РУБЛЯМ?

Начиная с 2011 г. (аналитика DSM Group) отечественный фармацевтический рынок практически не растет в упаковках. Показатели его роста очень близки к нулю и иногда приобретают отрицательное значение. Снижаются и размеры аптечных продаж, поэтому фармсообщество в очередной раз ждет кризиса. Опасная цепная реакция может произойти в любой момент: пациенты несут мало денег в аптеки, а те, в свою очередь, не платят дистрибуторам. К 2014 г. долг розницы перед оптовиками достиг 140 млрд долл. В этом сходство сегодняшней ситуации на фармрынке с ситуацией 1998 г. К счастью, за шестнадцать с лишним лет фармрынок успел окрепнуть.

Как пояснил директор по развитию «АРЭНСИ Фарма» Николай Беспалов, в 2014 г. рост рынка в натуральном выражении замедляет новая тенденция в фармпромышленности: компании–производители стремятся выпускать свои лекарства в экономичной упаковке. Чаще всего это касается препаратов, предназначенных для длительного применения, например, медикаментов для лечения болезней сердца и кровеносных сосудов. Пациенту–«сердечнику» проще один раз посетить аптеку и приобрести 50 таблеток в одной упаковке, а не приходить 5 раз подряд за маленькими упаковками по 10 таблеток. Что касается фармкомпании, то она сокращает свои расходы на производство упаковок и, соответственно, может снизить цены на препараты.

Правда, росту рынка в упаковках препятствует и другая, уже менее благоприятная, тенденция, — замена дешевой продукции на дорогую. Почти нерастущий в натуральном выражении фармрынок исправно растет в деньгах из–за «вымывания» доступных по цене препаратов и их замещения более дорогими лекарствами. Пациент начинает ощущать это все сильнее и вынужден сокращать свои аптечные расходы. В результате снижаются и «денежные» темпы роста рынка.

ФАРМРЫНОК-2014: КАКИЕ ФАКТОРЫ ПЕРЕВЕСЯТ?

Ряд прогнозов для фармацевтического рынка оптимизмом не отличается. Эксперты предупреждают и о возможном замораживании инвестиций, и о весьма вероятном сокращении бюджетных закупок. Однако если законодатель не будет дожидаться прокурорских проверок и судебной практики, а успеет дать фармсообществу полноценные разъяснения по новой процедуре госзакупок ЛС, один из главных факторов риска будет устранен.

Другие факторы риска опять же связаны с государственным регулятором. Фармсектор ждет двух противоположных процессов — остановки всех реформ лекарственного обеспечения и более жесткого регулирования цен. Если переход к лекарственному возмещению будет свернут или в очередной раз отложен на неопределенный срок — избежать фармацевтического кризиса будет трудно. Однако новые, более жесткие для производителя механизмы регулирования цен могут стать спасением для пациента и эффективной (пусть и временной) антикризисной мерой для российской экономики в целом.

Сегодня риск наступления кризиса сдерживает «запас прочности», который фармацевтический рынок приобрел в 2013 г. Если, как в 2008–2009 гг., государственный регулятор вновь придет на помощь фармсектору, у отечественной фармации есть все шансы выстоять.

По материалам круглого стола РАФМ «Кризис как предчувствие»

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Специализированные
мероприятия