Социальная функция на первом месте
Основные функции ГУП в различных регионах схожи. Это, во–первых, организация приема, хранения и отпуска лекарственных средств, закупаемых за счет федерального и регионального бюджетов (целевые программы, централизованные закупки по конкурсам и аукционам). При этом обеспечивается участие в программе необходимого лекарственного обеспечения. Во–вторых, лишь государственные организации вправе осуществлять закупку, хранение, реализацию и уничтожение НС, ПВ и их прекурсоров. В–третьих, преимущественно ГУП обеспечивают "шаговую" доступность обеспечения лекпрепаратами в малонаселенных и удаленных сельских районах, а также содержат РПО. Таким образом, ГУП чаще всего выполняют наиболее затратную социальную функцию, браться за исполнение которой коммерческие организации не хотят или не готовы.
Будучи заинтересованными в оказании более качественной, стандартизированной, доступной лекарственной помощи населению, в том числе по федеральной и региональным программам, на местах стремятся упростить процесс закупки необходимых аптечных товаров, уменьшить его сроки, минимизировать затраты, облегчить обеспечение ассортиментного минимума и оптимизировать процесс управления остатками. Все это невозможно без повышения экономической эффективности деятельности ГУП.
Безусловно, у аптечных ГУП разные перспективы развития и разный опыт в зависимости от специфики регионов. Однако много и общего. Роль аптечных ГУП при реализации актуальных задач во время чрезвычайных и особых ситуаций стала одним из лейтмотивов для обсуждения в рамках XVIII Ежегодной межрегиональной конференции "Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи", прошедшей в июне в Казани.
ГУП: опыт Татарстана
Федеральный закон №44-ФЗ позволяет регионам закупать лекарства у единственного поставщика. Такой возможностью пользуется, например, Республика Татарстан, где еще с 1999 года сложилась и эффективно действует централизованная гос. система обеспечения лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими ЛП, а также осуществляется ремонт и техническое обслуживание медтехники через ГУП "Таттехмедфарм".
Это оптово-розничное фармпредприятие в республике является единственным, деятельность которого направлена на выполнение социально важных функций для населения, сохранения сети государственных аптек в отдаленных и малонаселенных населенных пунктах, льготный отпуск медикаментов, в том числе НС и ПВ, аптечное изготовление, включая ЛП по эксклюзивным прописям, инфузионных и инъекционных ЛФ, отсутствующих в заводском формате. В состав ГУП входят 2 складских комплекса, собственный автопарк и ремонтная база для дорогостоящей медтехники, 185 аптечных организаций, причем 45% из них расположены в удаленных и малочисленных населенных пунктах (в 37 функционируют только точки сети "Таттехмедфарм"). С целью обеспечения "шаговой" доступности лекпомощи населению в 70 медицинских учреждениях республики представлена эта государственная сеть.
С 2018-го ГУП является центром компетенции на территории республики по внедрению ГИС МДЛП. Для интеграции с этой системой был разработан программный комплекс маркировки товаров, который установлен в аптечных и медицинских организациях по всему Татарстану.
Концентрация таких сил и средств, безусловно, позволяет ГУП "Таттехмедфарм" исполнять полномочия единственного исполнителя по закупке и поставке ЛП, МИ и расходных материалов для нужд организаций здравоохранения, решать и другие важные задачи.
Определение "государственное унитарное предприятие" в качестве единого поставщика не приводит к ограничению конкуренции при закупках, заверил ген. директор "Таттехмедфарм" Олег Акберов. "Мы не вмешиваемся в работу заявочных комиссий, которые формируют заявки именно из своих потребностей, отталкиваясь от нужд конкретных пациентов. В целях улучшения качества обеспечения медицинских организаций республики нами самостоятельно разработаны и успешно внедрены программные продукты", — сказал Акберов и перечислил инструменты, позволяющие предприятию качественно выполнять социальную функцию, а именно:
- вести оперативный учет приемки-отпуска медикаментов с проведением всестороннего анализа по различным направлениям деятельности;
- упорядочить процесс формирования и подачи заявок в режиме реального времени;
- разработать индикативные показатели критериев оценки качества лекобеспечения в медицинских организациях;
- упорядочить систему закупок.
Централизация полномочий по организации закупок, хранению и доставке позволяет минимизировать административные и социальные риски: формируется единое информационное пространство с прозрачной системой движения товара, сводится к нулю коррупционная составляющая процесса, обеспечивается контроль за расходованием средств при проведении закупок.
За счет консолидации объемов и прямых контрактов с производителями удается добиться минимальной цены, как сказал глава ГУП: "Поставщику же удобно поставлять одну большую партию товара на один склад, а не маленькими партиями в многочисленные медицинские организации, что значительно сокращает транспортные расходы. Об этом свидетельствуют и статистические данные, согласно которым по итогам 2021 года рост закупочных цен в госпитальном сегменте в нашей республике оказался практически в 10 раз ниже, чем в среднем по России".
Благодаря оперативному перераспределению невостребованных остатков лекарств в медицинских организациях предупреждается их списание. Кроме того, при централизованном подходе удается добиться бесперебойного обеспечения лекарствами населения во всех районах региона, создавать резервы на складе ГУП, что в свою очередь позволяет немедленно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации. Практика товарного кредитования позволяет создавать товарный запас даже тем медицинским организациям, которые испытывают дефицит оборотных средств.
Зачем устраивать перестройку в системе госзакупок
Казалось бы, опыт Татарстана показывает, что сохранение доказавшей свою эффективность централизованной системы лекобеспечения позволил бы наиболее полно удовлетворять потребности населения в доступных, качественных лекарствах и фармацевтических услугах. Однако согласно действующему законодательству (№360-ФЗ), с 1 июля 2023-го в России планируется отменить право регионов закупать ЛП у одного поставщика, ссылаясь на международный опыт стран с рыночной экономикой. Многие эксперты с таким запретом не согласны, справедливо полагая, что он существенно снизит доступность медикаментов для населения.
Недавно на рассмотрение в Госудуму внесен законопроект, предлагающий все же сохранить это право за регионами. Госучреждения смогут закупать препараты и все необходимое через ГУП или АО, где 100% акций принадлежат региону при условии, что список таких уполномоченных предприятий будет определяться на правительственном уровне по факту обращения глав субъектов федерации.
"В регионах, где используют такой подход, практически полностью отсутствуют отсроченные рецепты, дефицит ЛП, МИ и расходных материалов, — подтверждает положительный эффект от ныне существующей системы и ген. директор ГУП СК "Ставропольфармация" Геннадий Замчалкин. — Такая модель лекарственного обеспечения уже показала свою высокую эффективность в период пандемии COVID-19, когда необходимые средства индивидуальной защиты и лекарственные препараты закупались и доставлялись предельно оперативно, был сформирован и поддерживался их необходимый запас".
"Реализация упомянутой законодательной нормы (ссылка на №360-ФЗ) повлечет за собой глобальную перестройку выстроенной в регионах системы закупок, кардинально изменит существующий уже несколько десятилетий порядок централизованного обеспечения региональных медицинских организаций, разрушит сеть государственных аптек, снизит доступность фармацевтической помощи и в целом приведет к дополнительным расходам бюджетов регионов", — высказал обеспокоенность руководитель ГУП из Ставрополья.
Скорей всего, законопроект и предложения, высказанные в ходе его проработки, будут рассмотрены с началом работы депутатов Госдумы в осенней сессии.