Социальная функция на первом месте
Основные функции ГУП в различных регионах схожи. Это, во–первых, организация приема, хранения и отпуска лекарственных средств, закупаемых за счет федерального и регионального бюджетов (целевые программы, централизованные закупки по конкурсам и аукционам). При этом обеспечивается участие в программе необходимого лекарственного обеспечения. Во–вторых, лишь государственные организации вправе осуществлять закупку, хранение, реализацию и уничтожение НС, ПВ и их прекурсоров. В–третьих, преимущественно ГУП обеспечивают "шаговую" доступность обеспечения лекпрепаратами в малонаселенных и удаленных сельских районах, а также содержат РПО. Таким образом, ГУП чаще всего выполняют наиболее затратную социальную функцию, браться за исполнение которой коммерческие организации не хотят или не готовы.
![Стеллажи в аптеке Стеллажи в аптеке](https://img.mosapteki.ru/images/media/24924)
Будучи заинтересованными в оказании более качественной, стандартизированной, доступной лекарственной помощи населению, в том числе по федеральной и региональным программам, на местах стремятся упростить процесс закупки необходимых аптечных товаров, уменьшить его сроки, минимизировать затраты, облегчить обеспечение ассортиментного минимума и оптимизировать процесс управления остатками. Все это невозможно без повышения экономической эффективности деятельности ГУП.
Безусловно, у аптечных ГУП разные перспективы развития и разный опыт в зависимости от специфики регионов. Однако много и общего. Роль аптечных ГУП при реализации актуальных задач во время чрезвычайных и особых ситуаций стала одним из лейтмотивов для обсуждения в рамках XVIII Ежегодной межрегиональной конференции "Актуальные проблемы обеспечения качества лекарственной и медицинской помощи", прошедшей в июне в Казани.
ГУП: опыт Татарстана
Федеральный закон №44-ФЗ позволяет регионам закупать лекарства у единственного поставщика. Такой возможностью пользуется, например, Республика Татарстан, где еще с 1999 года сложилась и эффективно действует централизованная гос. система обеспечения лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, средствами для дезинфекции, иммунобиологическими ЛП, а также осуществляется ремонт и техническое обслуживание медтехники через ГУП "Таттехмедфарм".
![Таттехмедфарм Таттехмедфарм](https://img.mosapteki.ru/images/media/24928)
Это оптово-розничное фармпредприятие в республике является единственным, деятельность которого направлена на выполнение социально важных функций для населения, сохранения сети государственных аптек в отдаленных и малонаселенных населенных пунктах, льготный отпуск медикаментов, в том числе НС и ПВ, аптечное изготовление, включая ЛП по эксклюзивным прописям, инфузионных и инъекционных ЛФ, отсутствующих в заводском формате. В состав ГУП входят 2 складских комплекса, собственный автопарк и ремонтная база для дорогостоящей медтехники, 185 аптечных организаций, причем 45% из них расположены в удаленных и малочисленных населенных пунктах (в 37 функционируют только точки сети "Таттехмедфарм"). С целью обеспечения "шаговой" доступности лекпомощи населению в 70 медицинских учреждениях республики представлена эта государственная сеть.
С 2018-го ГУП является центром компетенции на территории республики по внедрению ГИС МДЛП. Для интеграции с этой системой был разработан программный комплекс маркировки товаров, который установлен в аптечных и медицинских организациях по всему Татарстану.
Концентрация таких сил и средств, безусловно, позволяет ГУП "Таттехмедфарм" исполнять полномочия единственного исполнителя по закупке и поставке ЛП, МИ и расходных материалов для нужд организаций здравоохранения, решать и другие важные задачи.
Определение "государственное унитарное предприятие" в качестве единого поставщика не приводит к ограничению конкуренции при закупках, заверил ген. директор "Таттехмедфарм" Олег Акберов. "Мы не вмешиваемся в работу заявочных комиссий, которые формируют заявки именно из своих потребностей, отталкиваясь от нужд конкретных пациентов. В целях улучшения качества обеспечения медицинских организаций республики нами самостоятельно разработаны и успешно внедрены программные продукты", — сказал Акберов и перечислил инструменты, позволяющие предприятию качественно выполнять социальную функцию, а именно:
- вести оперативный учет приемки-отпуска медикаментов с проведением всестороннего анализа по различным направлениям деятельности;
- упорядочить процесс формирования и подачи заявок в режиме реального времени;
- разработать индикативные показатели критериев оценки качества лекобеспечения в медицинских организациях;
- упорядочить систему закупок.
Централизация полномочий по организации закупок, хранению и доставке позволяет минимизировать административные и социальные риски: формируется единое информационное пространство с прозрачной системой движения товара, сводится к нулю коррупционная составляющая процесса, обеспечивается контроль за расходованием средств при проведении закупок.
![Оптовый склад Оптовый склад](https://img.mosapteki.ru/images/media/24926)
За счет консолидации объемов и прямых контрактов с производителями удается добиться минимальной цены, как сказал глава ГУП: "Поставщику же удобно поставлять одну большую партию товара на один склад, а не маленькими партиями в многочисленные медицинские организации, что значительно сокращает транспортные расходы. Об этом свидетельствуют и статистические данные, согласно которым по итогам 2021 года рост закупочных цен в госпитальном сегменте в нашей республике оказался практически в 10 раз ниже, чем в среднем по России".
Благодаря оперативному перераспределению невостребованных остатков лекарств в медицинских организациях предупреждается их списание. Кроме того, при централизованном подходе удается добиться бесперебойного обеспечения лекарствами населения во всех районах региона, создавать резервы на складе ГУП, что в свою очередь позволяет немедленно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации. Практика товарного кредитования позволяет создавать товарный запас даже тем медицинским организациям, которые испытывают дефицит оборотных средств.
Зачем устраивать перестройку в системе госзакупок
Казалось бы, опыт Татарстана показывает, что сохранение доказавшей свою эффективность централизованной системы лекобеспечения позволил бы наиболее полно удовлетворять потребности населения в доступных, качественных лекарствах и фармацевтических услугах. Однако согласно действующему законодательству (№360-ФЗ), с 1 июля 2023-го в России планируется отменить право регионов закупать ЛП у одного поставщика, ссылаясь на международный опыт стран с рыночной экономикой. Многие эксперты с таким запретом не согласны, справедливо полагая, что он существенно снизит доступность медикаментов для населения.
Недавно на рассмотрение в Госудуму внесен законопроект, предлагающий все же сохранить это право за регионами. Госучреждения смогут закупать препараты и все необходимое через ГУП или АО, где 100% акций принадлежат региону при условии, что список таких уполномоченных предприятий будет определяться на правительственном уровне по факту обращения глав субъектов федерации.
![СтавропольФармация СтавропольФармация](https://img.mosapteki.ru/images/media/24929)
"В регионах, где используют такой подход, практически полностью отсутствуют отсроченные рецепты, дефицит ЛП, МИ и расходных материалов, — подтверждает положительный эффект от ныне существующей системы и ген. директор ГУП СК "Ставропольфармация" Геннадий Замчалкин. — Такая модель лекарственного обеспечения уже показала свою высокую эффективность в период пандемии COVID-19, когда необходимые средства индивидуальной защиты и лекарственные препараты закупались и доставлялись предельно оперативно, был сформирован и поддерживался их необходимый запас".
"Реализация упомянутой законодательной нормы (ссылка на №360-ФЗ) повлечет за собой глобальную перестройку выстроенной в регионах системы закупок, кардинально изменит существующий уже несколько десятилетий порядок централизованного обеспечения региональных медицинских организаций, разрушит сеть государственных аптек, снизит доступность фармацевтической помощи и в целом приведет к дополнительным расходам бюджетов регионов", — высказал обеспокоенность руководитель ГУП из Ставрополья.
Скорей всего, законопроект и предложения, высказанные в ходе его проработки, будут рассмотрены с началом работы депутатов Госдумы в осенней сессии.