"Индекс женского здоровья "Гедеон Рихтер": часть вторая
В преддверии Всемирного дня контрацепции, который 11–й год подряд отмечался 26 сентября, компания "Гедеон Рихтер" представила результаты второй части ежегодного исследования "Индекс женского здоровья "Гедеон Рихтер": блок вопросов, посвященных практике применения российскими женщинами методов планирования семьи. Согласно полученным данным, те, кто ранее не использовал гормональные контрацептивы, стали значительно меньше (снижение на 9%) опасаться их побочных эффектов (34% в этом году против 43% в прошлом). Кроме того, в ближайшие 3 года треть опрошенных россиянок (32%) планируют применять такие препараты в целях контрацепции (в 2016 г. — 26%) и чуть более половины (53% по сравнению с 50% в 2016-м) — для лечения заболеваний репродуктивной системы. Опрос российских женщин в возрасте от 18 до 45 лет был проведен Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) весной 2017 года.
Декларативно самым популярным методом контрацепции (с точки зрения соотношения эффективности и безопасности) среди россиянок остается барьерный — использование презервативов приемлемо более, чем для половины опрошенных, хотя их популярность снижается (61% против 68%). Реже стали выбирать и такие способы, как прерванный половой акт (13% против 18%) и календарный метод (6% против 10%). Тогда как частота выбора гормональных препаратов не снижается и демонстрирует тенденцию к росту (за год 2016-2017 гг. показатель вырос с 38% до 40%). Примечательно, что барьерные методы наиболее популярны среди аудитории 18-24 лет, а гормональные препараты — среди 25-34 лет.
Исследование выявило, что за последние два года практически каждой третьей россиянке, посещавшей гинеколога (29%), врач назначал гормональную контрацепцию с целью предотвращения нежелательной беременности или лечения тех или иных расстройств репродуктивной системы (например, нарушения менструального цикла, профилактика образования функциональных кист и др.). При выборе конкретного препарата из перечня предложенных гормональных средств 24% женщин полагались на отзывы в интернете — на форумах и медицинских сайтах, столько же на рекомендации фармацевта в аптеке (24%).
Виктор Радзинский, вице–президент Российского общества акушеров—гинекологов, президент Междисциплинарной ассоциации специалистов репродуктивной медицины (МАРС), заслуженный деятель науки РФ, профессор, член–корр. РАН: "Мы долгое время жили в эпоху мифов вокруг гормональной контрацепции, борясь с недоверием к ней со стороны женщин. Они боялись ходить к гинекологу, принимать препараты для планирования семьи. Поэтому сегодня мне отрадно видеть то, что результаты нашей многолетней работы по разрушению стереотипов, образованию пациенток, которую мы ведем вместе с нашими партнерами, компанией "Гедеон Рихтер", дают свои плоды. Они испытывают все меньше страхов в отношении гормональных контрацептивов, что позволяет им эффективнее планировать рождение ребенка, избегать абортов и т.д. Они могут сами выбирать конкретный препарат, основываясь на информации в интернете. Мы же по–прежнему готовы объяснять им преимущества и недостатки каждого лекарственного средства и выписывать им то, что наиболее им подходит".
Презентация второй части исследования "Индекс женского здоровья "Гедеон Рихтер", посвященного отношению российских женщин к методам планирования семьи, является ежегодной инициативой фармацевтической компании "Гедеон Рихтер" и продолжением социального проекта "Неделя женского здоровья". Он представляет собой серию инициатив, направленных на формирование у российских женщин культуры заботы о своем репродуктивном здоровье.
Д–р Аттила Варади, полномочный представитель компании "Гедеон Рихтер" в России: "Использование гормональных препаратов с целью контрацепции и профилактики заболеваний репродуктивной системы — распространенная практика в европейских странах. Компания "Гедеон Рихтер", будучи одной из первых, кто начал работу по синтезу гормонов и производству гормональных препаратов, как никто другой это знает. В России же мы долгое время наблюдали, с какой осторожностью женщины относились к гормональным контрацептивам, не выполняя предписания врача, поскольку боялись побочных эффектов. Сегодня благодаря многолетним образовательным инициативам, заметны положительные изменения: число пациенток, верящих в мифы о гормональных контрацептивах, становится меньше. Мы должны четко осознавать, что гормональный баланс в организме женщины, применение методов плановой контрацепции помогают планировать семью, рождение детей. А что может быть лучше, чем счастливая семья и здоровые дети?"
_______
"Индекс женского здоровья "Гедеон Рихтер" — мониторинг ситуации в сфере женского здоровья россиянок в формате всероссийского опроса женщин репродуктивного возраста. Мониторинг проводится в рамках социального проекта "Неделя женского здоровья "Гедеон Рихтер".
В 2017 г. всероссийский опрос ВЦИОМ проведен по заказу компании "Гедеон Рихтер" с 20 по 25 марта среди женского населения в возрасте 18—45 лет. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Объемом выборки 1200 респондентов. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,9%. Дополнительно был проведен опрос жительниц Москвы, Санкт–Петербурга и Екатеринбурга в возрасте 18—45 лет. Выборка дополнительного опроса — целевая, объем — 360 респондентов. Для данного типа выборки ошибка выборки не рассчитывается. Метод опросов — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.
Справочно
"Гедеон Рихтер" — венгерская фармацевтическая компания, крупнейший в Восточной Европе производитель лекарственных препаратов (производит около 100 генерических и оригинальных препаратов в более чем 170 формах). Компания, чья миссия лежит в обеспечении высокого качества лечения на протяжении поколений, имеет экспертизу во многих терапевтических областях. Однако особое внимание уделяет исследованиям в области центральной нервной системы и женского репродуктивного здоровья. В активах компании 9 производственных и исследовательских предприятий, завод в России был открыт 20 лет назад и стал первой иностранной производственной площадкой компании. Продажи "Гедеон Рихтер" в России составляют около 20% от общего объема продаж в странах присутствия компании. По данным IMS Health, входит в ТОР–10 иностранных фармацевтических компаний, работающих на территории РФ. Цель одного из самых заметных на российском фармацевтическом рынке проекта "Неделя женского здоровья "Гедеон Рихтер" — повысить осведомленность женщин в вопросах репродуктивного здоровья. На сегодняшний день штат компании составляет около 11,5 тыс. человек в мире, 1100 из которых трудится в России. www.g-richter.ru