Нужен ли фармрынок сам по себе, если он не встроен в общую концепцию здравоохранения? Каковы системные проблемы российского здравоохранения? Какие отраслевые новеллы ждут нас в 2014 г.? Эксперт затронул и другие актуальные темы.
Отвечая на первый вопрос, Д.В. Мелик-Гусейнов попросил не забывать, что фармрынок – это часть медицинского процесса, сам по себе этот рынок не интересен. Он существует, чтобы у врачей были инструменты для качественного лечения пациентов. В ближайшие 4 года (до 2018 г.) фарминдустрию ждут, по его словам, интересные события.
Система здравоохранения и ее участники будут оцифрованы: государство должно понимать и знать, сколько пациентов, какова инфраструктура, какую технику и какие лекарственные средства закупаются, отслеживать эффективность финансовых потоков. До 2018 г. будут стремительно снижаться затраты на стационарную помощь за счет роста ассигнований на амбулаторные технологии, в т.ч. и лекарственное обеспечение. Усилится роль субъектов РФ в планировании, финансировании и реализации госгарантий оказаний медпомощи.
По мнению эксперта, принцип, заложенный в статье 41 Конституции РФ, «всё всем бесплатно» сегодня не работает, что вынудит государство со временем выделить ключевые нозологии, которые являются сегодня определяющими для государства с точки зрения демографии, бюджета. Он прогнозирует рост фармрынка за счет нескольких моментов. Первый – демографический. Второй — рост количества лет так называемого недожития, когда мы теряем граждан с хроническими заболеваниями в среднем на 15 лет раньше. Третий — культурологический. Худшего, чем сейчас, отношения к своему здоровью у населения быть просто не может в дальнейшем, уверен эксперт. По данным Фонда общественного мнения, только 22% пожилых людей в нашей стране заботятся о своем здоровье, 17% состоятельных людей, 11% – непосредственно имеющих заболевания и 4% молодежи. Потребность в здоровом образе жизни и профилактической медицине, соответственно и в амбулаторных технологиях будет расти.
Четвертый — управленческий. Различные организационные решения, перераспределения полномочий, реорганизация ЛПУ и т.д.
ПООБЕЩАЛИ ВСЕМ, НИКОМУ НЕ ХВАТАЕТ
Глава Центра социальной экономики отметил, что качество системы здравоохранения, как ни парадоксально, не зависит от объемов ее финансирования. На днях был опубликован очередной рейтинг эффективности систем здравоохранения по версии агентства Bloomberg. В 2013 г. мы находились на 97-м месте, нас опережала, например, Куба (28-е место). В этом году Россия заняла 51-е место (впереди опять Куба, а также Беларусь). США – на 44-м месте. Расходы на здравоохранение в России сегодня составляют примерно 3% от ВВП.
«Качество медицины зависит, прежде всего, от политических процессов», – считает Давид Валерьевич. Говоря о системных проблемах российского здравоохранения, он выделил основные их них. Декларативность программы госгарантий оказания медпомощи в общем, и системы ОМС в частности. Можно, к примеру, провести бесплатно процедуру ЭКО стоимостью 3 млн руб. (оплачивает государство) и в лечебном учреждении не найти копеечных препаратов для лечения больных туберкулезом.
Буксует страховой механизм. Отсутствуют научно-обоснованные организационно-финансовые нормативы. «Такое понятие, как тариф, на региональном уровне непонятно, как формируется. Это искусственно созданная величина, которая помогает чиновникам подкручивать бюджет и подгонять расходы под объем имеющихся денег», – сказал эксперт. Среди проблем также неэффективное использование ресурсов, низкая производительность труда и отсутствие мотивации у медперсонала, ограниченный доступ населения к лекарствам.
Отраслевые новеллы
Перечень ЖНВЛП ждет обновления. Впервые среди критериев попадания препарата в этот список обозначены такие понятия, как фармакоэкономика и доказательная медицина. Эксперт опасается, что новый перечень опоздает к закупкам на 2015 г., которые обычно проводятся в ноябре, и следующий год пройдет в рамках старого перечня ЖНВЛП.
В системе госзакупок будет отдаваться приоритет инновационным препаратам и услугам, хотя в ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» такого понятия, как инновационный, пока нет.
Минпромторг России предлагает ограничить доступ к госзакупкам иностранных фармкомпаний в случае, если на торгах присутствуют два аналогичных отечественных препарата. «Если речь идет о тяжелых заболеваниях (онкология, сахарный диабет), где есть приверженность пациентов к определенному препарату, такие изменения крайне опасны, но для массовых заболеваний такая мера может быть введена уже с 1 января 2015 г.», — отметил Д. Мелик-Гусейнов.
После введения нормы для врачей выписывать лекарственные препараты по МНН центр принятия решения, чем лечить пациента, сместился от врача в розничное (аптеки) и оптовое (логистические операторы) звено.
Все масштабные государственные программы лекарственного обеспечения — «7 нозологий», ОНЛП — ждут изменения в ближайшие годы. Обе они очень затратны, поэтому государство ищет пути оптимизации расходов. Затраты на одного пациента по программе лечения больных редкими заболевания снизились с 632 тыс. руб. в 2008 г. до 446 тыс. руб. в текущем. 17,5 млн россиян имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами по программе ОНЛП, но только 3,5 млн человек воспользовались им. Глава Центра социальной экономики привел в пример успешный эксперимент в Кировской обл., где выбрали одну нозологию и пять препаратов для бесплатного обеспечения пациентов лекарствами. Участникам программы озвучили несколько условий: приверженность лечению, отказ от курения и алкоголя. Если условия не соблюдаются, человек лишается права на льготу. Такое активное привлечение пациента к ответственности за свое здоровье дало хорошие результаты.
Продолжатся такие тенденции, как укрупнение точек закупа, когда уже не само ЛПУ, а департамент здравоохранения региона будет решать, какие медикаменты приобретать для всех подведомственных ему ЛПУ; жесткая стандартизация медпомощи; приватизация государственных больниц (доля автономных организаций достигнет 50% от их общего количества); сокращение количества ЛПУ. Д. Мелик-Гусейнов напомнил собравшимся, что в нашей стране на одного врача приходится 260–270 пациентов. Это самый высокий показатель. В Европе он составляет 480–490 человек на одного врача.
Резюмируя свое выступление, он подчеркнул, что из-за начавшейся в экономике рецессии «денег хватать не будет, но у того, кто будет активен, больше шансов получить желаемое и планируемое».