Между оптом и маркетплейсом: как выстоять аптеке сегодня?
Перераспределение может продолжиться
Главным событием уходящего года для национальной фармдистрибуции эксперты назвали практически одновременное закрытие трех компаний, в совокупности занимавших свыше трех процентов соответствующего рынка. Прогноз здесь далеко не оптимистичен: не факт, что процесс ограничится только тремя предприятиями, ведь не так давно были ужесточены условия сотрудничества производства с оптом.
Доступ к кредитным ресурсам тоже усложнился: в декабре произошло пятое подряд повышение ключевой ставки. Рост этого показателя за двенадцать месяцев стал более чем двукратным.
Что касается перераспределения долей, то сильнее всего они уменьшились у компаний, занимающих с шестой по пятнадцатую строку в рейтинге лидеров дистрибуции. Данный процесс с большой вероятностью может продолжиться: в 2023-м часто звучало предложение максимально централизовать закупки в регионах. Если инициатива будет претворена в жизнь, структура деятельности фармдистрибуторов также может измениться.
Звенья одной цепи
В аптечном же сегменте инфраструктура начинает деградировать: пока только замедлилась скорость ее развития, однако обстановка приближается к тому пределу, после которого численность аптек будет уменьшаться. Да, количество решает не все, но для доступности фармацевтической помощи (как и помощи медицинской) этот фактор исключительно важен. И сложно предположить, что где-либо на месте трех закрывшихся маленьких аптек начнет работать одна большая.
Причины могут быть достаточно очевидными. Ужесточение правил взаимодействия между производством и дистрибуцией влечет за собой "цепную реакцию": условия расчетов аптеки с оптовыми компаниями также подвергаются пересмотру, и далеко не в лучшую сторону.
Так уже повторялось многократно, но сегодня фармации приходится сложнее, чем в 2016 или 2018 годах (хотя и тогда не раз звучали слова о «чистке» аптечного сегмента дистрибуторами). Но в тот момент аптечные организации еще не ощущали на себе, насколько сильным может быть давление маркетплейсов.
Аптека в окружении
Конечно, на лекарства интернет–ритейлеры пока не претендуют. Но в нише парафармацевтики они серьезно потеснили традиционных участников и ежегодно забирают у них сумму в диапазоне от 200 до 600 млн. рублей за каждую конкурентную группу. Если говорить, например, о глюкометрах и тест–полосках для них, то с января по ноябрь онлайн–компании "вытащили" у аптечного сегмента примерно 640 млн. руб. (в итоговых розничных ценах с НДС).
На первый взгляд, "минус" может показаться сравнительно небольшим, но велика вероятность, что в ближайшие год–два счет пойдет уже не на миллионы, а на миллиарды. Соответственно вырастут и суммарные ежегодные убытки: их цифры из одиннадцатизначных превратятся в 12-значные. Каким в этих условиях станет экономическое положение аптеки?