Как отметил Игорь Наркевич,ректор ФГБОУ ВО "Санкт–Петербургский химико–фармацевтический университет", студентов готовили, и ожидания они оправдали.
По словам ректора, он "уже не жалеет, что выпускники СПХФУ не идут работать в аптеки". Они могут применить себя и в других сегментах фармацевтической отрасли. К примеру, в этом году в университете открываются два новых направления обучения — товароведение (экономика, традиционные четыре года обучения) и медицинская химия. "Мы пока не знаем, как пойдут на эти специальности молодые люди, только первый год. Сами хотим посмотреть, что из этого получится", — сказал МА Игорь Анатольевич. Он также отметил, что количество бюджетных мест на фармацевтических факультетах российских вузов сократилось в последнее время в четыре раза. Среди возможных причин этого сокращения он назвал демографическую ситуацию в нашей стране.
И.А. Наркевич прокомментировал участие в конференции представителей международного фармацевтического сообщества. СПХФУ — единственное высшее учебное заведение, входящее в Международную Фармацевтическую федерацию (сама организация насчитывает около 4 млн участников со всего мира и примерно 20 физических лиц из России). Учитывая малочисленность наших представителей, иностранцы, как выразился ректор, приехали посмотреть и понять, «а в России тоже есть фармация и что здесь происходит»?
О ЧЕМ РАЗМЫШЛЯЮТ СТУДЕНТЫ
Диапазон интересов участников конференции впечатляет: от "Финансового анализа деятельности производственной аптеки" и "Оценки врачебных назначений в рамках сегмента фитопрепаратов" до "Организации работы отделов фармаконадзора в компаниях–производителях лекарственных средств" и "Анализа рынка препаратов для лечения болезни Альцгеймера в России".
Мария Шутович, студентка 5–го курса фармацевтического факультета СПХФУ, представила доклад "Обучение населения в системе фармацевтической безопасности пациентов".
Чтобы достичь фармацевтической безопасности, недостаточно гарантировать безопасность и качество лекарственных препаратов. Важно, чтобы сами пациенты соблюдали правила приема препаратов. Мария подчеркнула, что следует различать понятия "фармацевтическая безопасность", "фармопека" и "фармаконадзор".
Фармаконадзор осуществляется в основном на государственном уровне, и его действие заканчивается тогда, когда пациент получает препарат. Фармопека, хотя и находится в зоне ответственности врача и фармацевта/провизора перед пациентом за результаты лечения, является комплексной программой взаимодействия всех троих, все равно не отменяет личной ответственности пациента за прием препаратов. "Эти два понятия не охватывают всех вопросов, связанных с безопасностью приема лекарств", — считает автор доклада. Цель ее работы — увеличение компетентности пациентов в области фармацевтической безопасности. Есть множество способов обеспечить фармбезопасность. Это повышение осведомленности населения, привлечение внимания общества к этому вопросу, ведение просветительской деятельности в области фармации и медицины. Методы обучения тоже различны: консультации фармработников, школы пациентов, Российская школа фармацевтов (интеллектуальный конкурс для школьников и студентов, который направлен на повышение интереса к фармобразованию). Но все эти методы охватывают только определенные слои населения. А как быть с массовым просвещением? Как создать для людей, не связанных с фармацией и обществами пациентов, фундамент знаний о правильном приеме лекарственных средств? Мария Шутович предлагает включить вопросы фармации в базовое школьное образование. "К сожалению, сегодня в средних образовательных стандартах нет ничего, касающегося приема лекарственных средств, и зря. Ведь каждый человек на каком-то этапе жизни сталкивается с лекарствами. В видеоуроках, которые можно найти в Интернете, как использовать аптечку школьниками, есть ошибки в выборе препаратов. Подобные уроки должны разрабатывать только специалисты с медицинским и фармобразованием", — уверена студентка.
В проведенном ею опросе по фармацевтической безопасности приняли участие 432 респондента четырех возрастных категорий, в основном студенты, а также школьники, работающие граждане и другие категории населения (женщины в декрете, пенсионеры, безработные). Один из разделов опроса был посвящен хранению и утилизации лекарственных средств. Самым сложным, отметила автор исседования, оказался вопрос об утилизации препаратов. 42% ответили правильно: смешают лекарства со съедобными отходами и выбросят в завязанном пакете. А 29% ответили, что просто выбросят в мусорное ведро вместе с другими отходами. Студентка разработала методику урока по фармбезопасности для 10–го класса и провела такой урок в одной из общеобразовательных школ Санкт–Петербурга.
По мнению автора урока, школьники были заинтересованы и вовлечены в процесс, понимали важность информации о приеме препаратов, которая должна базироваться на назначении врача, совете фармацевта, данных из инструкции и собственных знаниях о том, чем можно запивать лекарства, где их хранить, как утилизировать, хотя при этом ни один из них не смог ответить, как правильно утилизировать лекарственные препараты. М. Шутович уверена, что школьное время — самое подходящее для обучения фармбезопасности, и предложила опубликовать урок на Всероссийском образовательном портале, а также включить в Федеральный государственный образовательный стандарт вопросы, касающиеся правил приема лекарственных средств, их хранения и утилизации.
Отвечая на вопросы, М. Шутович отметила, что обязанности производителей указывать в инструкции к препарату, как его утилизировать, недостаточно. К сожалению, не всегда люди читают (и при этом внимательно) эти инструкции. Необходимо в целом формировать в обществе культуру потребления, в т.ч. и лекарственных препаратов.
ВУЗЫ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ ЗАПРОСАМ ОТРАСЛИ
О "Профессиональной подготовке менеджеров по регистрации лекарственных препаратов" рассказала на конференции Михалина Лебедева, студентка 5–го курса фармфакультета СПХФУ.
Регистрация лекарственных средств сегодня — абсолютная необходимость. Для этого процесса нужны специалисты. Но у нас сегодня нет образовательной программы по подготовке таких кадров. Что относится к компетенции специалистов по регистрации лекарственных средств? "Очень важным промежуточным звеном работы менеджеров по регистрации лекарственных средств является регистрационное досье. Перечень документов, которые должны быть представлены в рамках досье, обозначен в Федеральном законе №61–ФЗ. Чтобы понять, какие знания нужны специалистам в области регистрации, достаточно обратиться к этому закону", — напомнила М. Лебедева. Но, как оказалось, даже в рамках учебного плана по специальности "Фармация" не все вопросы, касающиеся этих документов, рассматриваются глубоко. По данным сайтов вакансий в области фармации, только 8% работодателей ждут от своих будущих сотрудников высшего фармацевтического образования. В то время как остальные довольствуются специалистами смежных специальностей. В итоге, уверена студентка, можно получить ситуацию, когда работник должен не только изучить особенности работы данной организации, но и изучать отрасль практически с нуля.
"У такой системы есть два минуса: время и деньги, потраченные на молодого сотрудника, и потеря гибкости, когда при смене нескольких поколений мы можем получить ситуацию, когда то или иное действие будет осуществляться не осмысленно, а просто потому, что люди так привыкли", — подчеркнула автор доклада. Она отметила, что в условиях постоянно изменяющегося законодательства, изменяющегося рынка, такая ситуация недопустима. Как следствие, все работодатели хотят специалистов с опытом работы. А где его взять, непонятно. Михалина сомневается, что дорогостоящие курсы повышения квалификации помогут решить проблему. Таких курсов немного, у них нет соответствующей аккредитации; нет гарантии, что тематический план будет соответствовать информационной потребности специалистов. Так что с повышением профессионального уровня могут быть проблемы.
Студентка предложила создать магистратуру для желающих работать в области регистрации лекарственных средств. Эта идея, по словам Михалины Лебедевой, не нова, в мире она уже практикуется (в США, например). По результатам проведенного ею опроса, более 2/3 людей, работающих в системе регистрации лекарственных средств, не имеют фармацевтического образования. В их знаниях есть лакуны, которые важно было бы заполнить на уровне магистратуры, выделив отдельное направление именно для тех, кто не имеет фармобразования.