На доступность лекарства влияет целый комплекс факторов
Шульга Ярослав
Руководитель консалтинговой компании Shulga Consulting Group
Наверное, выскажу несколько альтернативную точку зрения. По крайней мере, если говорить о невозможности приобрести тот или иной препарат в аптеке (или у производителя/дистрибутора) — это не только и не столько два вышеуказанных фактора.
Действительно, курс рубля в 2020 г. колебался в достаточно широком "коридоре" и невозможно отрицать отсутствие влияния этого фактора на продукцию с валютной составляющей (а фармацевтическая продукция нередко именно к таковой и относится). Тем не менее "проседание" национальной валюты, на мой взгляд, нельзя безапелляционно увязать с дефектурой как следствием. С ростом стоимости фармацевтической продукции — безусловно, с сокращением рентабельности ряда производственных процессов — безусловно, но напрямую с дефектурой — пожалуй, нет. Да, волатильность курса была явно выраженной, но не "обвальной" с запуском "социальных поведенческих реакций". И говорить о повторении ситуации декабря 2014 г. не приходится.
Вопрос субстанций — это отдельная, очень серьезная тема для дискуссии и явно не в рамках небольшого комментария. Во…первых, при всем моем скепсисе в отношении итогов программы "Фарма–2020", надо отдать должное, что отдельные элементы национальной лекарственной безопасности реализовать удалось. Во–вторых, ведущий поставщик фармацевтических субстанций — Китай — не сегодня и не вчера взял курс на соблюдение экологических норм и "закручивание гаек" в отношении собственных производств. Но для всех тех, кто в нашей стране закупает зарубежные фармсубстанции для собственных нужд, эта ситуация не являлась каким–то внезапным фактором. В–третьих, «схлопывание» логистических процессов, закрытие границ, эпидемиологические ограничения — мы как обыватели увидели все это в конце февраля — начале марта 2020 г., но для фармацевтических производств, активно работающих с Китаем, ситуация прогнозировалась несколько ранее. И надо отдать должное (мне это известно доподлинно) — многие наши российские производства оказались достаточно дальновидными и приняли необходимые меры.
Знаю, что отдельные проблемы с поставками субстанций из–за рубежа имели место и вполне могут обсуждаться. Но если мы говорим не про конкретные позиции, а про дефектуру и рост цен "в общем и целом", как "среднюю температуру по больнице", то я бы, прежде всего, отметил проблему "выкатывания" достаточно сырого процесса маркировки в жизнь. Данных об этом масса — и ознакомиться с тем, почему аптека не может отпустить уже имеющиеся лекарства, труда не представляет. Во-вторых, отметил бы определенный ажиотажный спрос на отдельные противовирусные препараты, антибиотики и прочие позиции, востребованность которых весной 2020 г. оказалась во многом массовой и стихийной, что действительно привело к обсуждаемым нами проблемам.
На цену лекарственного препарата, а значит и на рентабельность работы с ним (в сегодняшних реалиях фармацевтический сектор вынужден обращаться к этому параметру), и на доступность лечения для пациента — влияет целый комплекс факторов. Роль одних переоценивается, значение других, напротив, преуменьшается...