На рынке фармсубстанций ищут альтернативных поставщиков
Директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов рассказал об особенностях поставок фармсубстанций в Россию.
В конце 2019 г., еще до начала пандемии коронавируса, был отмечен резкий рост поставок фармсубстанций в нашу страну. Это было связано с подготовкой к введению системы маркировки лекарственных средств и опасениями производителей столкнуться с перебоями в поставках сырья, а также его удорожанием. Эксперт напомнил, что в Китае изменилось экологическое законодательство, что привело к изменению себестоимости производства субстанций в этой стране. А так как Китай доминирует на этом рынке и диктует ценовую политику, цены на субстанции выросли у большинства стран–поставщиков. Еще одно значимое событие — изоляция целых регионов в Китае во время пандемии — вызвало вторую волну поставок фармсырья в Россию в мае — июне этого года.
"Эпидемия началась с провинции Ухань, именно там расположено достаточно большое количество предприятий для производства фармсырья, в т.ч. для поставок в Россию, а в 2020 г. этот район был долго изолирован", — отметил Николай Беспалов.
Он пояснил, что рынок фармсубстанций состоит из двух сегментов. Первый — это субстанции фармакопейного качества, которые непосредственно могут быть использованы для производства лекарственных препаратов. Второй — техническое сырье (это даже не субстанция, а некое химическое вещество, которое не имеет соответствующих разрешительных документов, но может быть использовано для производства лекарственных препаратов после проведения ряда административных процедур, а в некоторых случаях доочистки до чистоты фармакопейного класса).
"Это два разных рынка, хотя их позиции часто пересекаются, иногда в категорию технического сырья попадает сырье фармакопейное. Это формальность, попытка обойти определенные шероховатости и нюансы обращения лекарственных препаратов на российском рынке", — добавил представитель RNC Pharma.
За последние пять лет цены на поставляемое в Россию фармакопейное сырье выросли в два раза. Причины — изменение ассортимента, удорожание самого сырья, падение курса рубля относительно доллара.
Несмотря на экономические последствия пандемии, Китай не просто не потерял свои позиции на рынке фармсырья, но и укрепил их, подвинув на этом сложном рынке своего партнера и конкурента Индию.
По итогам 9 месяцев текущего года из Китая в Россию поставлялось 313 позиций фармсубстанций по МНН, треть из них (106) — производятся исключительно в Китае. Такая зависимость от Китая актуальна не только для российского рынка. Многие страны, имеющие у себя развитое фармпроизводство, озадачились вопросом зависимости и поиском альтернатив по поставщикам фармсубстанций.
"В России с производством фармсубстанций дела обстоят относительно плохо. Большое количество компаний работают с устаревшим ассортиментом, новые проекты есть и в отношении биотеха, и в отношении препаратов химической природы, но они исключение", — сказал Николай Беспалов. И хотя в текущем году наблюдался рост поставок сырья из нетипичных для этого рынка стран, например, Малайзии, пока масштабно переключиться с поставок из Китая и Индии технически невозможно ни с точки зрения поиска альтернатив на мировом рынке, ни с точки зрения переключения на внутрироссийских поставщиков. Эксперт подчеркнул, что если проблема не будет разрешена в ближайшие несколько лет, в случае очередной пандемии или экономических неурядиц наша страна может столкнуться с серьезными вызовами.
По материалам пресс–конференции, посвященной старту конкурса "Платиновая унция 2020"