Наличие трех путей набора баллов решает многие вопросы
Григорьева Ирина
Доцент кафедры фармакологии с курсом фармации факультета ДПО Рязанского ГМУ
Один из примеров применения данного определения — проект профстандарта "Фармацевтический работник". В нем представилось возможным охватить все виды деятельности специалистов аптечной организации и описать их трудовые функции.
Плюс данного проекта в том, что он предлагает кардинально решить острый насущный вопрос: может ли руководитель аптечной организации выполнять функции других сотрудников аптеки? При этом подразумевается, что заведующий или директор не должен иметь дополнительно сертификат/свидетельство об аккредитации "Фармацевтическая технология" для отпуска лекарственных препаратов или "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" для проведения анализа экстемпоральных препаратов.
Важным моментом предложенного документа является дополнение требований к специалисту со средним фармацевтическим образованием: не только пятилетний стаж, но и прохождение профпереподготовки для допуска к руководящей должности. Это должно быть отражено в квалификационных характеристиках приказа Минздрава России от 10.02.2016 №83н. Ранее такое требование предъявлялось только к провизорам, что вызывало массу вопросов о различии в подходах к специалистам со средним и высшим профессиональным образованием.
В приказе Минздрава России от 20.12.2012 №1183н и предлагаемом проекте номенклатуры должностей фармацевтических работников предусмотрены такие должности, как заместитель руководителя и заведующие структурных подразделений. Однако в проекте профстандарта в перечне должностей они отсутствуют, и при доработке документа это необходимо учесть.
Если же говорить о ситуации с должностями фармацевтических специалистов в целом, то одним из "критических" вопросов многие годы остается содержание приказа Минздрава России от 08.10.2015 №707н (далее — Пр-707н). А точнее, отсутствие в нем информации о должности "провизор" для тех специалистов, которые закончили вуз до 1 января 2016 г. После отмены приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н ни в одном из правовых актов нет ответа на вопрос: каким должен быть сертификат у сотрудника в должности провизора?
Дать такой ответ должен вышеупомянутый Пр-707н (или документ, который станет его "преемником"). На наш взгляд, на должности "провизор" может работать специалист с высшим фармобразованием, имеющий любой "провизорским" сертификат: "Управление и экономика фармации","Фармацевтическая технология" или "Фармацевтическая химия и фармакогнозия". Если выпускник 2016 года, сдав первичную аккредитацию, может занимать названную должность, значит, базовых университетских знаний для данного вида работы достаточно. И специалист, завершивший обучение в вузе до 2016 года, имеющий трудовой стаж и регулярно проходящий курсы повышения квалификации, имеет не меньше знаний и опыта, чтобы выполнять обязанности провизора.
Еще один из проблемных вопросов — ситуация перехода на специальности "Фармацевтическая технология" или "Фармацевтическая химия и фармакогнозия". Согласно Пр-707н, такой переход возможен только через ординатуру. При существующей взаимозаменяемости и "размытости" функций сотрудников в аптечной организации такой переход должен быть более простым. Рациональным было бы добавить в данный приказ нормы о возможности переподготовки по всем специальностям.
Что касается уже последипломного образования, то система НМиФО за пятилетие своего существования претерпела большие перемены. Во многом были услышаны мнения специалистов. На сегодня фармацевты и провизоры в большинстве своем, скажем так, смирились с данной системой. Те, кто "влился" в нее и ежегодно проходит повышение квалификации на циклах 36 часов, отмечают важность регулярного глубокого изучения меняющейся нормативно-правовой базы, роль учебного заведения в практической помощи пониманию нововведений и их внедрению в работу аптечной организации. Для "сопротивляющихся" остался путь повышения квалификации единовременно в объеме 144 часа, что тоже очень важно.
Не совсем понятна цифра в 74 часа повышения квалификации при варианте суммированного набора баллов. Чисто арифметически она вылилась из исходного требования пятилетней давности: освоить 70 часов иных учебных мероприятий (онлайн–конференций, онлайн-семинаров, интерактивных образовательных модулей, научно–практических конференций). Однако циклы повышения квалификации исторически кратны тридцати шести, а значит, слушатель набирает 72 или 108 час. (если выбирать из цифр, более-менее приближенных к 74).
В действующем приказе Минздрава №1081н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" уже отсутствует цифра 70 час., осталось только требование — не менее 74 час. повышения квалификации и не менее 144 час. суммарно. Отсюда можно сделать вывод: если специалист прошел повышение квалификации в объеме 108 час., ему достаточно и 36 час. иных учебных мероприятий. Этот альтернативный путь интересен специалистам, заинтересованным в регулярном просмотре вебинаров по интересующим их темам, участвующих в научно-практических конференциях.
Существование трех названных путей набора баллов для периодической аккредитации вполне решает наболевшие вопросы. Важно, чтобы не устанавливались более жесткие требования по отношению к уже существующим. Ведь загруженность фармацевтического специалиста и ответственность его деятельности очень высоки. Чтобы качественно оказывать фармацевтическую помощь посетителю-пациенту, фармацевтам и провизорам необходима возможность в должной мере восстанавливать силы.
Больше проблем сегодня возникает не с самой системой НМиФО, а с процедурой периодической аккредитации. Они обусловлены, в частности, некорректностью в ряде положений Пр-707н и отсутствием возможности подать документы по электронной почте (как это было разрешено до 1 марта с.г.). Пр-707н в части требований к фармацевтическим работникам требует существенных изменений, как говорится, «по жизненным показаниям».