26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Тема номера

Наличие трех путей набора баллов решает многие вопросы

Данное в ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определение понятия "фармацевтический работник" дает возможность ссылаться на него, в том числе, и в процессе разработки последующих правовых актов.

Григорьева Ирина
Доцент кафедры фармакологии с курсом фармации факультета ДПО Рязанского ГМУ

Один из примеров применения данного определения — проект профстандарта "Фармацевтический работник". В нем представилось возможным охватить все виды деятельности специалистов аптечной организации и описать их трудовые функции.

Плюс данного проекта в том, что он предлагает кардинально решить острый насущный вопрос: может ли руководитель аптечной организации выполнять функции других сотрудников аптеки? При этом подразумевается, что заведующий или директор не должен иметь дополнительно сертификат/свидетельство об аккредитации "Фармацевтическая технология" для отпуска лекарственных препаратов или "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" для проведения анализа экстемпоральных препаратов.

Важным моментом предложенного документа является дополнение требований к специалисту со средним фармацевтическим образованием: не только пятилетний стаж, но и прохождение профпереподготовки для допуска к руководящей должности. Это должно быть отражено в квалификационных характеристиках приказа Минздрава России от 10.02.2016 №83н. Ранее такое требование предъявлялось только к провизорам, что вызывало массу вопросов о различии в подходах к специалистам со средним и высшим профессиональным образованием.

В приказе Минздрава России от 20.12.2012 №1183н и предлагаемом проекте номенклатуры должностей фармацевтических работников предусмотрены такие должности, как заместитель руководителя и заведующие структурных подразделений. Однако в проекте профстандарта в перечне должностей они отсутствуют, и при доработке документа это необходимо учесть.

Если же говорить о ситуации с должностями фармацевтических специалистов в целом, то одним из "критических" вопросов многие годы остается содержание приказа Минздрава России от 08.10.2015 №707н (далее — Пр-707н). А точнее, отсутствие в нем информации о должности "провизор" для тех специалистов, которые закончили вуз до 1 января 2016 г. После отмены приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н ни в одном из правовых актов нет ответа на вопрос: каким должен быть сертификат у сотрудника в должности провизора?

Дать такой ответ должен вышеупомянутый Пр-707н (или документ, который станет его "преемником"). На наш взгляд, на должности "провизор" может работать специалист с высшим фармобразованием, имеющий любой "провизорским" сертификат: "Управление и экономика фармации","Фармацевтическая технология" или "Фармацевтическая химия и фармакогнозия". Если выпускник 2016 года, сдав первичную аккредитацию, может занимать названную должность, значит, базовых университетских знаний для данного вида работы достаточно. И специалист, завершивший обучение в вузе до 2016 года, имеющий трудовой стаж и регулярно проходящий курсы повышения квалификации, имеет не меньше знаний и опыта, чтобы выполнять обязанности провизора.

Еще один из проблемных вопросов — ситуация перехода на специальности "Фармацевтическая технология" или "Фармацевтическая химия и фармакогнозия". Согласно Пр-707н, такой переход возможен только через ординатуру. При существующей взаимозаменяемости и "размытости" функций сотрудников в аптечной организации такой переход должен быть более простым. Рациональным было бы добавить в данный приказ нормы о возможности переподготовки по всем специальностям.

Что касается уже последипломного образования, то система НМиФО за пятилетие своего существования претерпела большие перемены. Во многом были услышаны мнения специалистов. На сегодня фармацевты и провизоры в большинстве своем, скажем так, смирились с данной системой. Те, кто "влился" в нее и ежегодно проходит повышение квалификации на циклах 36 часов, отмечают важность регулярного глубокого изучения меняющейся нормативно-правовой базы, роль учебного заведения в практической помощи пониманию нововведений и их внедрению в работу аптечной организации. Для "сопротивляющихся" остался путь повышения квалификации единовременно в объеме 144 часа, что тоже очень важно.

Не совсем понятна цифра в 74 часа повышения квалификации при варианте суммированного набора баллов. Чисто арифметически она вылилась из исходного требования пятилетней давности: освоить 70 часов иных учебных мероприятий (онлайн–конференций, онлайн-семинаров, интерактивных образовательных модулей, научно–практических конференций). Однако циклы повышения квалификации исторически кратны тридцати шести, а значит, слушатель набирает 72 или 108 час. (если выбирать из цифр, более-менее приближенных к 74).

В действующем приказе Минздрава №1081н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" уже отсутствует цифра 70 час., осталось только требование — не менее 74 час. повышения квалификации и не менее 144 час. суммарно. Отсюда можно сделать вывод: если специалист прошел повышение квалификации в объеме 108 час., ему достаточно и 36 час. иных учебных мероприятий. Этот альтернативный путь интересен специалистам, заинтересованным в регулярном просмотре вебинаров по интересующим их темам, участвующих в научно-практических конференциях.

Существование трех названных путей набора баллов для периодической аккредитации вполне решает наболевшие вопросы. Важно, чтобы не устанавливались более жесткие требования по отношению к уже существующим. Ведь загруженность фармацевтического специалиста и ответственность его деятельности очень высоки. Чтобы качественно оказывать фармацевтическую помощь посетителю-пациенту, фармацевтам и провизорам необходима возможность в должной мере восстанавливать силы.

Больше проблем сегодня возникает не с самой системой НМиФО, а с процедурой периодической аккредитации. Они обусловлены, в частности, некорректностью в ряде положений Пр-707н и отсутствием возможности подать документы по электронной почте (как это было разрешено до 1 марта с.г.). Пр-707н в части требований к фармацевтическим работникам требует существенных изменений, как говорится, «по жизненным показаниям».

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Б.Н. Башанкаев: аптеке нужен ОКВЭД в сфере здравоохранения
 Мнение специалиста

Об основных задачах взаимодействия с профессиональными объединениями, работающими в области лекарственного обеспечения Комитета Госдумы по охране здоровья,рассказал его председатель Бадма Башанкаев.

Необходима экспертная оценка профильных правовых актов
 Мнение специалиста

Согласно Закону "Об основах охраны здоровья граждан…" фармработники вправе добровольно объединяться в профессиональные некоммерческие организации. Это исключительно необходимо и очень важно: с помощью профессиональных организаций можно решать вопросы, связанные с тем же последипломным обучением специалистов.

Чем может быть полезно аптечное саморегулирование
 Мнение специалиста

Сегодня в нашей стране (согласно данным аналитических агентств) работают более 78 тысяч аптек. Половина этого количества приходится на долю федеральных аптечных сетей.

Как развивался институт фармацевтического саморегулирования
 Мнение специалиста

Первая саморегулируемая организация в фармотрасли возникла 14 лет назад, объявив своей целью борьбу с фальсифицированными медикаментами. Просуществовала она недолго, и результаты ее деятельности сейчас сложно оценить.

Профессиональные объединения усиливают голос каждого
 Мнение специалиста

Как мне кажется, мы привыкли недооценивать роль профсоюзов, пациентских организаций и профессиональных отраслевых ассоциаций, несмотря даже на то, что в их работе есть целый ряд успешных примеров, когда люди, объединенные общей целью, оказывают серьезное влияние на те или иные корректировки нормативно–правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban