Немного яркого света в темные дни
В 2017 г. Нобелевская премия была вручена группе ученых за исследования молекулярных механизмов, контролирующих циркадные ритмы, наши внутренние биологические часы, которые работают в организме человека 24 часа в сутки.
Сбой в работе этих часов – проблема, в основном жителей всего Северо-Западного региона нашей страны. Нехватка солнечного света в зимнее время, а оно длится обычно дольше, чем три месяца, приводит к сбою гормональной регуляции, к сезонным аффективным расстройствам. Человек начинает ходить по врачам, а результатов лечения не ощущает. Недостаток полноспектрального света приводит к поломке в работе организма на более глубоком, генном уровне.
70% мелатонина наиболее интенсивно вырабатывается в организме человека в промежуток между полуночью и четырьмя часами ночи. Основная функция этого гормона – регулирование биоритмов. Кроме того, он влияет на эффективное развитие эндокринной системы, снижение процесса старения, на физическое качество жизни, на функции иммунной защиты, оказывает антиоксидантный эффект, антидепрессивное воздействие, способствует хорошему функционированию пищеварительной системы, процессу производства других гормонов, полезен для клеток мозга. И если мелатонин не продуцируется в достаточном количестве, человек быстрее стареет, у него возникают проблемы с весом (ожирение), у женщин увеличивается риск ранней менопаузы, вероятность рака молочной железы.
Недостаток света нарушает суточные ритмы и вызывает сезонные аффективные расстройства. Этот термин появился в психиатрии всего лишь в 1984 г. Доказано, что светотерапия ярким светом от 10 тыс. люксов в утреннее время – отличное средство профилактики сезонных аффективных расстройств. Например, в стандартном конференц-зале освещение соответствует 500 люксам. К сожалению, при таком уровне освещения сезонных аффективных расстройств не избежать. 15 мин. терапии утром с помощью специального устройства, без употребления медикаментов и энергетиков, избавят от множества проблем и помогут вести активную жизнь круглый год.
Специалисты напоминают, что если не обращать внимание на сезонные аффективные расстройства, начнутся уже другие проблемы: трудности с концентрацией при выполнении определенных задач, в социальном взаимодействии с близкими и друзьями. Все это ведет к депрессии, психическому расстройству, характеризующемуся снижением настроения, утратой работоспособности, нарушением мышления, двигательной заторможенностью, снижением самооценки. При этом тяжелые формы депрессии требуют медикаментозного лечения. Среди взрослого населения в России от депрессии страдают 10%, среди подростков – до 40%. Уровень подросткового суицида в России в 2016 г. был в три раза выше, чем в других странах мира.
Многие проблемы начинаются с дефицита солнечного света. Сегодня возрастные критерии сдвинулись, человек в 60 лет уже не считается пожилым, но не каждый в этом возрасте чувствует себя молодым. Существует понятие успешного старения, т.е. способности как можно дольше сохранять физическое и психическое здоровье. И здесь физические методы восстановления психологического комфорта незаменимы, особенно в условиях полиморбидных состояний пожилых людей, когда в большом количестве принимаются лекарственные препараты. И если добавить свет, получим уникальные биопозитивные эффекты. Можно остановить проблемы на уровне психологической реакции на стресс, потому что любой стресс так или иначе влияет на физиологические проблемы, которые будут развиваться у человека на фоне стресса. Светотерапия, фотохромотерапия восстанавливают эмоциональную гармонию, уменьшают последствия стресса до того, как началось заболевание.
Сезонные аффективные расстройства, неврозы и неврозоподобные состояния, инсомния, абстинентный синдром, панические атаки, вегетососудистая дистония, депрессии, реабилитация после стихийных бедствий, стресс, дистресс – все это показания к применению фотохромотерапии.
По материалам Всероссийской научно-практической конференции "Физические факторы в сохранении психического здоровья населения" в рамках Петербургского международного Форума здоровья
Источник: Анна Гончарова