Прежде чем говорить о будущем, Герман Иноземцев, генеральный директор компании "Лекарственная система" PharmaSpace, напомнил о прошлом отрасли. От начала 1990-х гг., когда после развала СССР большинство предприятий, производящих лекарственные средства, оказались за границей, до настоящего времени, когда фармацевтическая отрасль переживает цифровую, технологическую и регуляторную революцию. От непрозрачности коммерческого сегмента фармрынка и первичных продаж до развития отечественной фармпромышленности и аптечных сетей.
Пандемия коронавируса стала отдельным трендом, который изменил многие сферы общественной жизни и экономики, в т.ч. и фармотрасль.
Спикер отметил, запуск системы маркировки показал, что необходимо переоснащаться всем участникам рынка: производителям, дистрибуторам, ЛПУ, аптечным организациям. Оператор системы маркировки ЦРПТ тоже оказался не до конца подготовленным. Система, разработанная для прозрачности прохождения препарата от производителя к потребителю, привела к тому, что потребитель остался вообще без некоторых групп лекарственных средств. Герман Иноземцев подчеркнул, что дефектура свидетельствует о неэффективности коммерческой ветки, цепочка перепродаж занимает слишком большой период времени, и предположил, что нужно поставлять лекарства напрямую от производителя в крупные аптеки, коммерческие ЛПУ и потребителю в коммерческом сегменте фармрынка.
Сильное влияние на фармрынок окажет введение электронного рецепта (ЭР). Наряду с подключением к системе распределения отпуска по ЭР это событие станет стартовой точкой для введения сооплаты ЛС. И сразу же необходимо дать возможность врачам выписывать дистанционно рецепты на регулярно принимаемые пациентом препараты, для "простых" нозологий, а для сильнодействующих препаратов оставить формат очного приема.
Об изменении системы лекарственного обеспечения как тренде говорил Александр Быков, директор Департамента экономики здравоохранения компании "Р–Фарм".
Год назад в приложении к "Российской газете" "Фармацевтика" эксперты по вопросам развития отрасли выразили свою позицию. По их мнению, существующая система лекобеспечения не работает, ее надо менять. Сейчас она ориентирована не на интересы пациентов, а на интересы государства, которое выбирает наиболее дешевые альтернативы. Отраслевая регуляторная система раздроблена, активность отдельных ведомств не скоординирована между собой. Искусственные административные барьеры затрудняют выход на рынок и доступ к современным эффективным препаратам. Только пятая часть инновационных ЛС, которые зарегистрированы и обращаются на рынке экономически развитых стран, зарегистрированы в России.
"Национальная лекарственная политика нуждается в общественной дискуссии. В 2018 г. импульс этой дискуссии был дан на совещании в Петербурге Президентом РФ, который отметил, что существующее лекарственное обеспечение малопродуктивно и не учитывает интересы конкретного пациента", — сказал Александр Быков.
Экономической доступности препаратов особое значение придает Всемирная организация здравоохранения — лекарства должны быть доступны даже самому низкоквалифицированному и низкооплачиваемому работнику. В нашей стране, подчеркнул спикер, доступность лекарств необходима на амбулаторном этапе, не надо дожидаться ухудшения состояния здоровья пациента для получения им лекарств уже по льготе.
Ведет к дефектуре и попытка государства заморозить цены на лекарства, в целом регулирование цен. "Попытка установить регулятором цену на препарат ниже себестоимости приводит к дефектуре и недоступности", — сказал предствитель "Р–Фарм".
Нуждаются в совершенствовании также механизм закупок лекарственных средств (например, необходимо укрупнять закупки, чтобы за счет объема предлагать эффективную цену и для пациента, и для поставщика), а также защита интеллектуальной собственности.
Александр Быков предложил учитывать международный опыт. К примеру, регуляторы отрасли в Китае отменили требование проводить локальные клинические исследования, минимизировали НДС, продлили срок защиты патента на 5 лет, сократили сроки регистрации препаратов для лечения орфанных заболеваний, разрешили не переводить на китайский язык документы на препараты, одобренные в Европе.
Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma, отметил, что за счет коронавируса был простимулирован целый ряд процессов, внедрение которых долго откладывалось, например, дистанционная продажа ЛС. По итогам 9 месяцев 2020 г. на онлайн–продажи препаратов приходится чуть более 9% от всего объема рынка. По прогнозам, эта доля составит в следующем году порядка 15%, а если рецептурные препараты тоже будут продаваться дистанционно, эта цифра может достигнуть 20%.
По итогам первых 9 месяцев 2020 г. общий объем фармрынка в денежном выражении приблизился к результатам работы рынка за весь 2017 г., т.е., по словам спикера, наблюдается внушительный результат за неполный год. Все рыночные тенденции ярко выражены именно в рознице. Ажиотажный спрос на лекарства, особенно в октябре — ноябре этого года, отразился на работе аптек и дистрибуторов. Значительное влияние на фармрынок оказала инфляция. За 9 месяцев этого года инфляция составила 8,2% и продолжает расти вместе с ценами на лекарства. Фармрозница отличилась также наибольшим количеством претензий со стороны регуляторов.
При падении доходов населения по итогам 9 месяцев этого года на 4,3% цены на лекарства выросли на 9,8%, а цены на продукцию других сфер экономики на 4,4%.
"Это влияние маркировки, девальвации рубля. Лекарственные препараты — это вторая товарная категория с точки зрения роста цен, табачные изделия — на первом месте", — пояснил Николай Беспалов.
Эксперт сделал следующий прогноз на 2021 г.: розница не будет развиваться внушительными темпами; население будет расходовать запасы лекарств, экономить; вырастет госсегмент за счет реализации национального проекта "Здравоохранение"; объем рынка будет сокращаться или покажет очень незначительный рост, возможно, за счет стартовавшей программы по вакцинации от коронавируса, которая оценивается примерно в 200 млрд руб. при условии вакцинации 70–80% граждан.
Андрей Младенцев, генеральный директор ГК "Промомед", назвал рецепт выживаемости фармацевтической промышленности. Это разработка и выпуск продуктов таргетного действия.
Тесное партнерство с медицинским сообществом для оперативного реагирования на потребности лекобеспечения, внедрение новых технологий производства и продвижения лекарств, повышение скорости вывода новых продуктов на рынок. Спикер отметил, что центральной фигурой станет пациент, потребитель, и российская фарма будет производить препараты не только для лечения, но и так называемые препараты "до болезни". Он уверен, что начинается золотой век фармотрасли.