26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

О концепции референтного ценообразования на ЖНВЛП

Существующий порядок ценообразования на лекарства, с учетом перечня жизненно необходимых важнейших лекарственных препаратов, установлен согласно действующей методики, в свою очередь утвержденной приказом Минэкономразвития РФ в 2010 г. На определенном этапе эта Методика сыграла и продолжает играть важную социальную роль. Одновременно политическое руководство страны поставило задачи по приоритетному развитию и переводу отечественной фармацевтической промышленности на инновационные рельсы.

Чемерисов Максим Вячеславович
Начальник отдела анализа регулирования отраслевых рынков департамента развития конкуренции Минэкономразвития РФ

В связи с этим возникла необходимость разработки новой методики ценообразования на лекарства с учетом перечня ЖВНЛП. Такая работа уже ведется в инициативном порядке в Министерстве экономического развития в тесном контакте с другими министерствами и ведомствами.

Особо подчеркну, что новые механизмы должны стимулировать производство инновационных лекарственных препаратов и облегчать их регистрацию. Вместе с тем, в погоне за дешевизной лекарств из Перечня ЖВНЛП необходимо избежать принуждения производителей регистрировать цены на препараты ниже их себестоимости, что нередко происходит в настоящее время.

Минэкономразвития считает, что для отечественных и зарубежных лекарственных препаратов, находящихся в обращении на территории РФ, расчет цены должен осуществляться внутри одного международного непатентованного наименования (МНН) с учетом лекарственных форм и дозировки), на основе средневзвешенной цены всех производителей. Для инновационных препаратов Министерство считает возможным переходить к регистрации цен на основе заявительного принципа. Кроме того, необходимо проработать вопрос о возможности регистрации цены на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП чаще, чем 1 раз в год, в случае возникновения форс–мажорных обстоятельств.

Предлагаемые подходы носят пока концептуальный характер, и требуется еще немало потрудиться над разработкой механизмов их реализации. Однако Министерство считает возможным реализовать их в два этапа. К первому этапу можно приступить уже в текущем 2012 г. и завершить его примерно к середине года с тем расчетом, чтобы регистрация цены по перечню ЖНВЛП, который будет действовать в 2013 г., осуществлялась уже на основе скорректированных подходов. Ряд изменений в методики ценообразования могут быть внесены в рамках существующего законодательства. Законодательное их закрепление можно осуществить до конца 2012 г.

Безусловно, при реализации новых подходов к ценообразованию можно столкнуться с рядом проблем. В первую очередь, необходимо учитывать грядущий переход к новым правилам организации производства высококачественных лекарственных препаратов, т.е. переход на стандарты GMP, который законодательно предусмотрен в срок до 31 декабря 2013 г. Ряд производителей уже перешли на эти стандарты и, естественно, их издержки также возросли. Поэтому использование старых подходов ставит в неравное положение тех, кто начинает соблюдать новые стандарты, и тех, кто им пока еще не следует. Поскольку законом установлен поэтапный переход на новые стандарты, авторы концепции новых методик считают целесообразным осуществить переход на новые стандарты в первую очередь по наиболее затратным нормам, которые существенно увеличивают издержки производителей, уже в течение 2012 — начале 2013 г.

Кроме того, в отдельных случаях должна быть предусмотрена возможность регистрации цены лекарственного препарата выше средневзвешенной внутри одного МНН. Это необходимо для того, чтобы не допустить «выдавливания» с рынка высококачественных дорогостоящих препаратов. Механизмы реализации данного подхода сейчас прорабатываются в департаменте развития конкуренции Минэкономразвития РФ.

Еще одним важным рубежным фактором является возможный переход к системе страхового возмещения лекарственного обеспечения. По моему мнению, предлагаемый подход установления цены внутри одного МНН с учетом лекарственных форм и дозировок является одним из важнейших шагов, который позволит успешнее перейти на новую систему. Это убеждение подкрепляется опытом большинства зарубежных стран. Например, Германии, где система страхового возмещения лекарственного обеспечения на основе предлагаемых подходов действует с 1989 г. За период с 1995 по 2008 г., при общем росте индекса потребительских цен на 22,4%, там отмечено снижение цен на возмещаемые лекарственные препараты на 9,6%. Таким образом, общее снижение цен на лекарственные препараты в этой стране оценивается более чем на 30%.

По материалам конференции «Фармацевтический бизнес в России — 2012: эпоха перемен»

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Специализированные
мероприятия