По длительности приема врачом пациента мы обогнали Европу
Комментируя типовые отраслевые нормы, в Минздраве отметили, что действовавшие ранее нормы времени основательно не пересматривались более 30 лет: последние фотохронометражные исследования деятельности врачей–специалистов проводились в нашей стране в конце 1970–х гг. По инициативе Минздрава России НИИ организации и информатизации здравоохранения провел фотохронометражные исследования в 17 субъектах РФ, на основании которых и были подготовлены нормы времени.
При этом по итогам проделанной работы нормы времени были увеличены в сравнении с ранее действовавшими. Так, например, если ранее норма времени на первичный прием врача–терапевта составляла 12 минут, то в действующем приказе она была увеличена до 15 минут. При этом время, затрачиваемое на повторный прием пациента, составляет 70–80% от времени первичного приема. Приказом введен также целый ряд поправочных коэффициентов, предусматривающих увеличение времени приема при повышении уровня заболеваемости или наличия на участке большого числа лиц старше трудоспособного возраста.
В Минздраве подчеркивают, что обновленные нормы времени больше, чем средние нормы приема врачами в целом ряде стран Европы. Для сравнения: в Великобритании средняя продолжительность приема пациента врачом общей практики составляет 8 минут, в Испании — 10 минут, в Германии — 13 минут, Швейцарии и Австрии — 15 минут.
В ведомстве отмечают, что указанные нормы времени адресованы не работникам практического звена, а организаторам здравоохранения: практикующий врач должен принимать пациента ровно столько, сколько необходимо с учетом состояния его здоровья. Нормы времени необходимы организатору здравоохранения для расчета норм нагрузки, нормативов численности и иных норм труда врачей медицинских организаций, оказывающих первичную врачебную и первичную специализированную медико–санитарную помощь в амбулаторных условиях. Они служат ориентиром для работодателя (в данном случае — медицинской организации в соответствии с правовыми актами регионов), который в соответствии с действующим законодательством РФ самостоятельно определяет системы нормирования труда с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаются коллективным договором. Более того, нормы труда могут различаться, в т.ч. у однотипных организаций в зависимости от уровня техники, технологии, организации труда.
Проект документа прошел общественное обсуждение с активным вовлечением профессионального сообщества.