По рецепту заказ в интернете: провизоры не согласны
В опросе участвовало 404 специалиста фармацевтической отрасли, и оказалось, что 62,87% дали отрицательный ответ, 29,95% согласились, но с оговоркой (если их реализацией и доставкой будут заниматься только специализированные организации), 4,21% — не сомневаются, что любые препараты могут продаваться онлайн.
2,97% респондентов дали свой вариант ответа. Среди них такие:
- да, если рецептурный препарат будет отпускаться фармработником по имеющемуся рецепту, заверенному подписью и печатью в поликлинике;
- если требования уравнять с розницей;
- почему бы и нет, можно, но при этом сразу при онлайн–заказе делать скрин рецепта.
Преимущества в онлайн–торговле Rx–препаратами видят 48,27%, так как повышается их доступность для маломобильных пациентов;
- 43,81% считают, что таким образом препараты могут стать более доступными жителям удаленных населенных пунктов, не имеющих аптек;
- 25,74% видят в этом возможность сэкономить пациентам время на поход в аптечный пункт;
- 8,66% пишут, что этот сервис поможет пациентам повысить приверженность лечению;
- 20,54% рассчитывают на удобство сервиса по заказу лекарств.
27,48% участников опроса предложили свои варианты:
- кроме обогащения маркетплейсов, никаких преимуществ;
- перечень предлагаемых преимуществ с лихвой перевешивается перечнем опасностей для пациента;
- кто в глухую деревню будет доставлять медикаменты?..
- никаких, это повысит риски злоупотреблений и неадекватного применения препаратов со стороны потребителей, высок процент самоназначений;
- система несовершенна даже с бумажными рецептами;
- полностью уничтожается понятие "аптека" и "фармобразование".
На вопрос, какие недостатки вы видите в онлайн–торговле рецептурными препаратами,
- 79,46% ответили, что появляется опасность реализации товара без проверки рецептов и удостоверения личности;
- 72,52% — окончательно подрывается престиж фармацевтического образования и профессии "провизор";
- 64,11% уверены, что повышается риск продажи контрафактной, низкокачественной и поддельной продукции;
- 25,99% — цена доставки повышает стоимость препаратов;
- 54,70% — отсутствие возможности получить фармацевтическое консультирование.
4,46% поделились своим мнением: "Вижу только отрицательные моменты и бесконтрольность приема"; "Для больных и аптек выгоды нет"; "Не отследить условия транспортировки"; "Думаю, что надо организовать онлайн–консультации с терапевтом поликлиники (конечно, бесплатно), но это дело Минздрава".
Отвечая на вопрос, как скажется продажа Rx–препаратов онлайн на работе обычных аптек, 74,01% уверены, что это будет способствовать снижению товарооборота и рентабельности обычных аптек;
- 54,70% — усилит конкуренцию между онлайн– и офлайн–аптеками;
- 46,53% — приведет к оттоку специалистов из офлайн-аптек;
- 12,38% — не окажет никакого заметного влияния;
- 1,24% — повысит интерес к фарме и вызовет приток молодых специалистов в фармотрасль;
- 2,97% — будет способствовать росту оборота и выручки обычных аптек.
1,98% выразили свое отношение в резкой отрицательной форме:
"Даже рассматривать не хочу, это уже будет не отпуск лекарств, а рынок, можно так и в туалете начать торговать"; "Приведет к разрушению сложившейся сети профессиональных аптек"; "Зачем тогда аптеки, пусть все продают онлайн вместе с косметикой, продуктами и бытовой техникой, будет самолечение и самоназначение, сплошная подделка рецептов"; "Уничтожит аптеки, понизит зарплаты фармацевтам, безработица среди фармацевтов".
Считаете ли вы оправданной отсрочку ответственности для маркетплейсов за продажу товара без маркировки и фактическое разрешение его реализации до 1 марта 2023 года?
78,47% ответили, что нет, это ставит участников рынка в неравные условия, 18,8% полагают, что да, им надо дать время на подготовку.
2,72% предоставили свои ответы: "Это глобальные тенденции, оцифровать все и вся, телемедицина, перевод на безнал, тотальный контроль, додавить малый и микробизнес"; "Как и все в нашей стране: маркировка лекарств — это хорошо, но механизм продажи не отлажен и доставляет сплошные неудобства всем"; "Продажа лекарств через маркетплейсы — это преступление, почему контролирующие органы не реагируют?"
Чем вы объясняете интерес интернет–площадок к реализации лекарственных препаратов?
71,53% пояснили данное направление прибыльностью данного сегмента рынка, 39,36% — отказом фармсообщества от борьбы за свои права, 33,42% — веянием времени, 12,87% — действием ковидных ограничений.
5,45% дали свои варианты ответа: "Лоббирование интересов владельцев маркетплейсов"; "Маркетплейсы хотят все и никакой ответственности"; "Общее невежество обычных торговцев в отношении реальной прибыльности фармацевтического бизнеса и его правил и структуры"; "Отжим объемов рынка у офлайн–аптек и низведение их до уровней убыточности"; "Упрощенные процедуры допуска интернет–площадок к фармдеятельности"; "Жадность".