09.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
09.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Новости

По рецепту заказ в интернете: провизоры не согласны

"Считаете ли вы допустимым реализацию через интернет рецептурных лекарств?" — вопрос, который задал своим пользователям портал "Фарма РФ".

 

В опросе участвовало 404 специалиста фармацевтической отрасли, и оказалось, что 62,87% дали отрицательный ответ, 29,95% согласились, но с оговоркой (если их реализацией и доставкой будут заниматься только специализированные организации), 4,21% — не сомневаются, что любые препараты могут продаваться онлайн.

2,97% респондентов дали свой вариант ответа. Среди них такие:

  • да, если рецептурный препарат будет отпускаться фармработником по имеющемуся рецепту, заверенному подписью и печатью в поликлинике;
  • если требования уравнять с розницей;
  • почему бы и нет, можно, но при этом сразу при онлайн–заказе делать скрин рецепта.

Преимущества в онлайн–торговле Rx–препаратами видят 48,27%, так как повышается их доступность для маломобильных пациентов;

  • 43,81% считают, что таким образом препараты могут стать более доступными жителям удаленных населенных пунктов, не имеющих аптек;
  • 25,74% видят в этом возможность сэкономить пациентам время на поход в аптечный пункт;
  • 8,66% пишут, что этот сервис поможет пациентам повысить приверженность лечению;
  • 20,54% рассчитывают на удобство сервиса по заказу лекарств.

27,48% участников опроса предложили свои варианты:

  • кроме обогащения маркетплейсов, никаких преимуществ;
  • перечень предлагаемых преимуществ с лихвой перевешивается перечнем опасностей для пациента;
  • кто в глухую деревню будет доставлять медикаменты?..
  • никаких, это повысит риски злоупотреблений и неадекватного применения препаратов со стороны потребителей, высок процент самоназначений;
  • система несовершенна даже с бумажными рецептами;
  • полностью уничтожается понятие "аптека" и "фармобразование".

На вопрос, какие недостатки вы видите в онлайн–торговле рецептурными препаратами,

  • 79,46% ответили, что появляется опасность реализации товара без проверки рецептов и удостоверения личности;
  • 72,52% — окончательно подрывается престиж фармацевтического образования и профессии "провизор";
  • 64,11% уверены, что повышается риск продажи контрафактной, низкокачественной и поддельной продукции;
  • 25,99% — цена доставки повышает стоимость препаратов;
  • 54,70% — отсутствие возможности получить фармацевтическое консультирование.

4,46% поделились своим мнением: "Вижу только отрицательные моменты и бесконтрольность приема"; "Для больных и аптек выгоды нет"; "Не отследить условия транспортировки"; "Думаю, что надо организовать онлайн–консультации с терапевтом поликлиники (конечно, бесплатно), но это дело Минздрава".

Отвечая на вопрос, как скажется продажа Rx–препаратов онлайн на работе обычных аптек, 74,01% уверены, что это будет способствовать снижению товарооборота и рентабельности обычных аптек;

  • 54,70% — усилит конкуренцию между онлайн– и офлайн–аптеками;
  • 46,53% — приведет к оттоку специалистов из офлайн-аптек;
  • 12,38% — не окажет никакого заметного влияния;
  • 1,24% — повысит интерес к фарме и вызовет приток молодых специалистов в фармотрасль;
  • 2,97% — будет способствовать росту оборота и выручки обычных аптек.

1,98% выразили свое отношение в резкой отрицательной форме:

"Даже рассматривать не хочу, это уже будет не отпуск лекарств, а рынок, можно так и в туалете начать торговать"; "Приведет к разрушению сложившейся сети профессиональных аптек"; "Зачем тогда аптеки, пусть все продают онлайн вместе с косметикой, продуктами и бытовой техникой, будет самолечение и самоназначение, сплошная подделка рецептов"; "Уничтожит аптеки, понизит зарплаты фармацевтам, безработица среди фармацевтов".

Считаете ли вы оправданной отсрочку ответственности для маркетплейсов за продажу товара без маркировки и фактическое разрешение его реализации до 1 марта 2023 года?

78,47% ответили, что нет, это ставит участников рынка в неравные условия, 18,8% полагают, что да, им надо дать время на подготовку.

2,72% предоставили свои ответы: "Это глобальные тенденции, оцифровать все и вся, телемедицина, перевод на безнал, тотальный контроль, додавить малый и микробизнес"; "Как и все в нашей стране: маркировка лекарств — это хорошо, но механизм продажи не отлажен и доставляет сплошные неудобства всем"; "Продажа лекарств через маркетплейсы — это преступление, почему контролирующие органы не реагируют?"

Чем вы объясняете интерес интернет–площадок к реализации лекарственных препаратов?

71,53% пояснили данное направление прибыльностью данного сегмента рынка, 39,36% — отказом фармсообщества от борьбы за свои права, 33,42% — веянием времени, 12,87% — действием ковидных ограничений.

5,45% дали свои варианты ответа: "Лоббирование интересов владельцев маркетплейсов"; "Маркетплейсы хотят все и никакой ответственности"; "Общее невежество обычных торговцев в отношении реальной прибыльности фармацевтического бизнеса и его правил и структуры"; "Отжим объемов рынка у офлайн–аптек и низведение их до уровней убыточности"; "Упрощенные процедуры допуска интернет–площадок к фармдеятельности"; "Жадность".

Статьи рубрики новости: