Рецепты идут в онлайн. Что дальше?
Почему ЭПР не подходит для рецептуры
Предполагается, что "пилот" пройдет в трех регионах, где уже внедрен электронный рецепт. Это Белгородская область, Москва и Подмосковье.
Изначально за эксперимент по дистанционной реализации препаратов рецептурного отпуска отвечало Минэкономразвития. Данное министерство предлагало провести проект в рамках экспериментального правового режима. Однако данный формат с большой вероятностью дал бы "зеленый свет" маркетплейсам и непрофильным интернет–ритейлерам — то есть неаптечным предприятиям. А ведь речь идет о лекарствах, принимаемых строго по назначению и под контролем врача. Режим рецептурного отпуска необходим, чтобы обеспечить безопасность применения определенных категорий препаратов для жизни и здоровья пациента.
Таким образом, экспериментально–правовой режим входит в противоречие с самой сутью рецептурного отпуска. Ведь ЭПР нельзя вводить в ситуации, когда есть риск угрозы жизни и здоровью граждан. На данное противоречие обратили внимание и Государственно–правовое управление Президента России, и вице-премьер Татьяна Голикова. Поэтому 18 июля текущего года глава государства предложил доработать проект документа о пилоте в двухнедельный срок и внести его в Правительство.
Подчеркнем, что онлайн–реализация не должна коснуться иммунобиологических, сильнодействующих, наркотических и психотропных, а также радиофармацевтических препаратов.
О деталях реализации пилотного проекта МА спросили руководителей аптечных ассоциаций и аналитиков фармацевтического рынка.
Безопасность здоровья и возможности ИТ–ритейла
"Доставка рецептурных лекарств на дом во многих случаях необходима. Однако вопрос об участниках и деталях пилотного проекта — вопрос далеко не формальный. Идет речь о безопасности для жизни и здоровья наших сограждан, — пояснила Мария Литвинова, исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма", вице-президент "НП “ОПОРА”. — Поэтому все "технические моменты" процесса онлайн–реализации препаратов, отпускаемых по рецепту врача, должны быть тщательно проработаны, чтобы новое направление помогло повысить доступность качественного лекарственного обеспечения".
"Работать с пациентами и препаратами должны специалисты — фармацевты и провизоры. Но никак не ИТ–компании, — убежден Сергей Еськин, директор маркетингового союза "Созвездие". — Если же аптекам чего–то не хватает в сфере технологий, то организации данного профиля должны помогать им с решениями для реализации новых идей, однако не подменять их, лишая части посетителей и подводя к обесцениванию профессии".
В то же время возможности для непрофильного интернет–ритейла остаются и при новом варианте подхода к пилотному проекту, замечает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma. Некоторые крупные интернет–магазины уже располагают лицензиями на фармацевтическую деятельность, другие онлайн-ритейлеры того же масштаба вполне в состоянии пройти процедуру получения соответствующего разрешения.
Чем важен диалог со специалистом
"К обсуждению правил онлайн–торговли рецептурными препаратами необходимо в обязательном порядке привлечь профессиональное фармацевтическое сообщество, — подчеркивает заместитель директора по правовым вопросам Ассоциации независимых аптек Светлана Воскобойник. — Без консультаций со специалистами в области фармацевтической деятельности возможен целый ряд рисков. Остаются неясными множество организационных деталей. Как аптека будет идентифицировать этот рецепт? Как понять, что курьера с лекарством встретил именно адресат? Как процедура будет проходить технически? Каков будет ее алгоритм, каких доработок в программном обеспечении аптечной организации он потребует? Процесс рискует стать весьма затратным — и с финансовой точки зрения, и с точки зрения кадровых ресурсов".
"Систему контроля проверки выписанного рецепта (т.е. легитимности документа о врачебном назначении) нельзя поручать аптечной организации, — считает Сергей Еськин. — Аптека должна только акцептовать рецепт и проверить его с фармацевтической точки зрения — на правильность дозировки и остальных рекомендаций по приему препарата. Если же обязать фармацевта и провизора вести иные виды контроля, то процесс работы с посетителями–пациентами (как онлайн, так и офлайн) рискует существенно замедлиться, что не может не отразиться на доступности лекарств и лекарственной помощи".
Еще раз о доступности лечения
Сегодня некоторые нормы рецептурного отпуска не всегда функционируют на практике, обращает внимание Светлана Воскобойник. Речь, например, о возможности получения лекарства для паллиативного больного его родственниками. Однако в настоящее время нередки ситуации, когда лежачего онкологического пациента везут на носилках в медорганизацию — и только после этого врач выписывает рецепт. Речь не о труднодоступных районах, а о городах-миллионниках.
Важно предупредить подобные ситуации и при доставке рецептурных лекарств на дом. Пациент с пневмонией и температурой 38,5 не инкурабелен, но если он будет вынужден самостоятельно идти за рецептом в поликлинику или за антибиотиком в аптеку, может не успеть и "скорая".
Здесь стоит вопрос уже не о дистанционной реализации, а о возможности получения лекарства родными и близкими…
"Нельзя забывать не только о деталях в работе аптеки, но и о доступности медицинской помощи в медицинских организациях. Каков дефицит кадров в поликлинике и стационаре? Каковы возможности врача выписать рецепт? Какова очередь на запись к тому или иному специалисту? Крайне важно не допускать искусственного коллапса в лекарственном обеспечении. То, что будет реализовано в тестовом режиме, как правило, отдаленно напоминает результаты теста в масштабировании, — подводит итог в проведенной нами дискуссии Сергей Еськин. — Все новое вначале приводит к большим временнЫм издержкам и неудовлетворенности — как медицинских и фармацевтических специалистов, так и пациентов. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на целеполагание эксперимента: пилот не ради пилота, а пилот во имя людей. Во имя улучшения качества лекарственного обеспечения, доступности лекарственных препаратов. Для дальнейшего повышения качества оказания фармацевтической помощи, а не перераспределения реализации лекарств между теми или иными компаниями".