15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Новости

Реклама лекарств под присмотром ФАС

На сей раз Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) поставила под сомнение правомерность использования слова "быстро" в рекламе лекарств, а также заметила признаки смешения между упаковками батончиков "Феррогематоген" и "Ferrum Гематоген".

НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА…

Действительно, соответствует ли критериям достоверности и доказательности использование слова "быстро" (и производных от него) для характеристики свойств лекарственных препаратов? И гарантируется ли тем самым положительное действие и эффективность лекарственного средства? Вопросы эти были адресованы к 9 рекламным слоганам, которые, как и свойственно им, сопровождают все носители рекламных кампаний, несмотря на то, что основной интерес у представителей ФАС вызвали телевизионные рекламные ролики. А действительно, что значит слово "быстро" в плане воздействия препарата? Думается, что для каждой конкретной ситуации возможна своя трактовка. Например, если таблетки от головной боли обещают быстрое от нее избавление, то, наверное, минут 15 тут вполне подойдет. А если реклама лечебного лосьона сообщает о скором росте волос, то в этом случае даже быстрого результата можно ожидать не ранее, чем через несколько недель…

Однако, как утверждают лингвисты, специально привлеченные к разбору таких словесных коллизий, современные потребители, как правило, воспринимают слово «быстро» в общем контексте и рекламного текста, и предлагаемого препарата. А потому не следует требовать от рекламистов, помогающих продвигать фармацевтам те или иные препараты, ссылаться на конкретику. Тем более что одному потребителю и 5 мин. болей в спине кажутся вечностью, а другому и 20 мин. до воздействия соответствующей мази можно потерпеть.

РЕКЛАМА В ЗАКОНЕ

Основной правовой базой для данного случая служит, конечно, Федеральный закон "О рекламе", который регулирует отношения в сфере рекламы, несущей рекламную информацию о товарах и услугах на территории Российской Федерации. При этом приоритетная цель данного ФЗ — развитие рынков товаров, работ и услуг на принципах добросовестной конкуренции и получение потребителями достоверной информации о товарах и услугах. Поэтому он призвал не только что–то запрещать, но и стимулировать все то, что идет на пользу развития рынка. На это же направлена и статья 24 этого закона, которая посвящена непосредственно рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в т.ч. и методов лечения. В ней, в частности, говорится о "доказательной медицине", на которую, собственно говоря, и должна опираться реклама лекарственных препаратов. А этой самой доказательной основой может являться инструкция лекарственного препарата. И если в ней фигурирует слово "быстро", то и в рекламном слогане оно вполне отражает возможности фармацевтического продукта. Кроме того, опираясь на уже существующую судебную практику и ее решения, можно вспомнить утверждение наших "законников" о том, что слово "быстро" просто усиливает смысл действенности препарата. Да и в зарубежной рекламе понятие "быстро" используется весьма и весьма часто. И еще. Фармацевтические компании, зная всю серьезность нашей судебной системы, перед тем как дать "добро" на запуск своей рекламной кампании, обязательно опираются на экспертное заключение юристов, специализирующихся в области фармацевтики вообще и фармацевтической рекламы в частности. А те заботятся не только о благополучии своих заказчиков, но и собственном репутации. Поэтому всячески следят за соблюдением законности.

КТО ЖЕ ПОПАЛ "ПОД РАЗДАЧУ"?

1) реклама препарата "Фастум-гель":

"Фастум-гель быстро доставляет действующее вещество к источнику боли и уменьшает воспаление. Фастум-гель. Жизнь без боли — наша цель!"

2) реклама препарата "Нурофен для детей":

"Нурофен таблетки для детей действуют быстро и до 8 часов… Нурофен — быстрое действие против симптомов простуды и гриппа".

3) реклама препарата "Стрепсилс Плюс":

"При сильной боли в горле используйте Стрепсилс Плюс спрей. Он борется с инфекцией и действует против сильной боли в горле быстро. Вот и решение проблемы. Поручите Стрепсилс лечение сильной боли в горле".

4) реклама препарата "Быструм-гель":

"Быстрое решение — Быструм–гель. Ощутимый результат уже через час. Быструм против боли быстро".

5) реклама препарата "Амиксин":

"Амиксин 125 мг современное средство, чтобы остановить простуду и грипп. Амиксин действует быстро. Только Амиксин активирует 4 вида интерферона и создает мощный ответ вирусной атаке. Всего 6 таблеток на курс. Простуде и гриппу ответ один — Амиксин".

6) реклама препарата "Ибуклин":

"…2 компонента Ибуклин усиливают друг друга, действуя быстро и продолжительно. От жара и боли. Быстро и продолжительно".

7) реклама препарата "Имодиум"

"Примите Имодиум. Он тает во рту за 3 секунды. Это первая помощь в остановке диареи. Имодиум быстро и бережно борется с диареей"

8) реклама препарата "ИРС 19":

"Для борьбы с разными возбудителями ИРС 19 быстро активирует иммунные клетки носа и помогает сократить длительность лечения в 2 раза. ИРС 19 — выкиньте насморк из головы"

9) реклама препарата "Имудон":

"Для борьбы с разными возбудителями Имудон быстро активирует иммунные клетки горла и помогает сократить длительность симптомов в 2 раза. Инфекции горла, сдавайтесь!"

ЛЕВ, ПОХОЖИЙ НА ЕЖИКА

Не менее важным, в плане поддержания корректной конкурентной борьбы, является выявление методов так называемого паразитического маркетинга, в рамках которого идет копирование чужой марки для продвижения собственной, как правило, менее известной. Конечно, "марки–паразиты" не подделывают бренд полностью, а используют только отдельные элементы–идентификаторы, с которыми у большинства потребителей ассоциируется данный продукт. К подделываемым элементам относятся, в частности, дизайн упаковки и его графические элементы. Именно так произошло с упаковками батончиков "Ferrum Гематоген" (ООО ПК "Фарм–про"). Многими было замечено наличие признаков смешения между их упаковками и упаковками батончиков "Феррогематоген" (производитель АО "Фармстандарт"), которые уже 15 лет пользуются популярностью у потребителей. А вот "Ferrum Гематоген" (ООО ПК "Фарм–про") появился на прилавках лишь недавно. В результате АО «Фармстандарт», потративший немало денег на раскрутку своих батончиков, с приходом схожих по внешнему виду продуктов-конкурентов, заметил существенный спад продаж. И не удивительно. По мнению АО "Фармстандарт", конкурирующая фирма не только приманила покупателей схожим дизайном упаковки, но и более низкой ценой, которую они смогли предложить в связи с минимизацией предпродажных затрат в т.ч. на оплату дизайна "фантика" и рекламную деятельность.

Что же изображено на упаковках конкурирующих батончиков? На первом ("Феррогематоген", произведенном АО "Фармстандарт") изображена мордочка ежика, которая привлекает к себе внимание и сразу же запоминается. На упаковке конкурентного батончика красуется голова львенка, почему–то сильно стилизованного под ежа. Настолько сильно, что вообще трудно понять, что это за зверь такой! Однако есть и едва заметные отличия в графических решениях этих упаковок. Батончики "Феррогематоген", произведенные АО "Фармстандарт", продаются в упаковках, на которых ежик нарисован на цветном фоне. А вот так называемый львенок "Ferrum Гематоген", выпускаемый ООО ПК "Фарм–про", смотрит на покупателей с белого фона. Да и сам продукт в первом случае называется "Феррогематоген", а во втором — "Ferrum Гематоген".

ЧТО В РЕЗУЛЬТАТЕ?

25 сентября 2017 г. в Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) состоялось совместное заседание Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, Экспертного совета по применению законодательства о недобросовестной конкуренции и Экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении. ФАС России предложил экспертам рассмотреть правомерность использования слова «быстро» в рекламе ряда лекарственных препаратов. Также была дана экспертная оценка наличия признаков смешения между упаковками батончиков "Феррогематоген" и "Ferrum Гематоген". После всестороннего рассмотрения и выступлений представителей всех заинтересованных и компетентных сторон в ходе голосования были приняты следующие решения:

1. В рекламе лекарственных препаратов "Фастум-гель", "Нурофен для детей", "Амиксин", "Имодиум", "ИРС 19" и "Имудон" эксперты не усмотрели признаков нарушения Закона о рекламе, но нашли их в рекламе "Быструм-геля", "Стрепсилс плюс" и "Ибуклина".

2. Что касается сходства упаковки батончиков "Ferrum Гематоген" (ООО ПК "Фарм–про") с упаковкой аналогичного продукта "Феррогематоген" (производитель АО "Фармстандарт"), то большинством голосующих экспертов совета по применению законодательства о недобросовестной конкуренции установили наличие признаков смешения между упаковками баточников "Феррогематоген" и "Ferrum Гематоген". Однако решения экспертов, принятые в результате голосования, носят рекомендательный характер к возбуждению дел по признакам нарушений рекламного законодательства. Так что теперь нужно ждать судебных разбирательств…

По результатам совместного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, Экспертного совета по применению законодательства о недобросовестной конкуренции и Экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении, проходивших в ФАС

 

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи рубрики новости:
Новый прибор для блиц-тестирования крови

Сотрудники скорой помощи и врачи, работающие в полевых условиях, вскоре получат в свое распоряжение компактный анализатор крови «Лидлаб ангара ЭАК» от компании «Лидкор». Этот прибор позволяет оперативно исследовать несколько ключевых параметров крови, что значительно облегчит их работу в экстренных ситуациях.

Аптеки Кубани перешли в собственность Краснодарского края

«Краснодарское городское аптечное управление» будет интегрировано в Государственное унитарное предприятие «Кубаньфармация» по поручению губернатора Вениамина Кондратьева. Учредителями данного предприятия выступают департамент имущественных отношений Краснодарского края и региональное министерство здравоохранения.

Поддержан биотех-стартап Адена

Компания «Артген Биотех» выделила займ в размере 20 млн. руб. для биотех-стартапа «Адена», занимающегося разработкой инновационных препаратов и вакцин.

АФМП раскритиковала инициативу Минздрава: второй лишний

Минфин подготовил проект постановления правительства, который распространяет принцип «второго лишнего» на закупку лекпрепаратов для нужд государства и муниципалитетов. Данный механизм вызвал обеспокоенность у АМФП , поскольку он предполагает отказ от предложений зарубежных компаний, если хотя бы одно предложение поступит от российского или ЕАЭС производителя.

Росздравнадзор утвердил новый Порядок фармаконадзора

Росздравнадзор утвердил новый Порядок фармаконадзора для лекарственных средств медицинского назначения. Обновленные правила будут применяться с 1 марта 2025 г и до 1 марта 2031 г. Данный регламент направлен на более полное согласование с нормами ЕАЭС.

Специализированные
мероприятия
Omni farma