17.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
17.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

СНГ: самые высокие темпы роста фармрынка в Украине

Огромная территория (более 22 млн кв. км) и численность населения (более 272 млн чел.) СНГ предоставляют не менее огромные возможности для ведения бизнеса. Вместе с тем, экономико-географические различия, в т.ч. по плотности населения и климатическим условиям, неизбежно влияют на транспортировку, сохранность и качество лекарственных средств (ЛС).

Дмитриев Виктор Александрович
Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП)

За прошедшие 20 лет с момента распада СССР на пространстве СНГ было создано множество политических, военных и экономических межгосударственных образований. Так, в октябре 2011 г. был подписан Договор о зоне свободной торговли в СНГ. Аналогичное соглашение было заключено еще в 1994 г., однако не было ратифицировано во многих странах и оказалось в итоге нежизнеспособным. В основу нового соглашения положены многие уже действующие документы в рамках наиболее продвинутого в рамках СНГ блока – Таможенного союза.

Одной из главных задач Таможенного союза было создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. С 1 января 2012 г. существует Единое экономическое пространство. До этого в рамках комиссии Таможенного союза действовала рабочая группа, занимавшаяся вопросами урегулирования и выработки нормативных актов для сферы обращения ЛС. С февраля текущего года заработала Коллегия, которая, как ожидается, будет работать на принципах Комиссии Евросоюза, где будут созданы наднациональные органы, которые с одной стороны будут вырабатывать новые законодательные акты, а с другой – определять политику в этих направлениях. Таким образом, Таможенный союз можно считать одним из главных интеграционных образований внутри СНГ.

Опираясь на данные 2010 г. Комитета по статистике СНГ и ЦМИ «Фармэксперт» можно сделать вывод, что фармацевтические рынки стран Таможенного союза развиваются достаточно динамично, показывая ежегодный рост среднедушевого потребления ЛС.

Одним из самых волнующих вопросов сегодня является статус локального производителя. Однако единой точки зрения на то, что считать локальным производителем и локальным товаром, пока нет. Если считать товаром лишь препараты в упаковке, то речь будет идти не о фармацевтической промышленности, а скорее о целлюлозно-бумажной. Причем бумага и картон, зачастую, завозятся из стран, не принимающих непосредственного участия в производстве самой упаковки.

Несмотря на многочисленные предложения и указания Президента РФ о введении термина «локально произведенный товар» в срок не позднее 1 декабря еще 2010 г., этот вопрос до сих пор остается нерешенным. Это не позволяет двигаться дальше, поскольку сегодня многое упирается в локальные преференции и в то, каким образом государства собираются поддерживать локальных производителей.

Если Казахстан и Белоруссия, не являясь членами ВТО, могут применять любые меры, то в России реализация многих положений из целевых программ, включая программу «Фарма-2020», вступает в противоречие с принятыми обязательствами в рамках ВТО. Например, в соответствии с правилами ВТО государство не имеет права субсидировать отечественное производство. В итоге заложенные на эти цели средства в размере 36 млрд руб. освоить будет весьма трудно.

Наряду со многими общими чертами, доставшимися в наследство от бывшего СССР, фармрынки внутри Таможенного союза имеют много существенных отличий. Прежде всего, они касаются налоговых законодательств, что влечет за собой различия в инвестиционном климате и инвестиционной привлекательности, а также регуляторной среды. Например, в России обеспечить переход на стандарты GMP можно было бы существенно быстрее, если бы удалось добиться единой позиции по данному вопросу со стороны Минздравсоцразвития, Минпромторга и Минюста. Однако такого согласия пока добиться не удается. В то же время бизнес крайне заинтересован в том, чтобы регуляторные функции были сконцентрированы в единых руках. С другой стороны, согласно действующему Закону о техническом регулировании функции контроля и производства должны быть разделены. Уверен, что у планов введения такой системы на всем пространстве Таможенного союза будет много оппонентов.

Еще одним важным отличием являются разные условия для активности бизнеса, в частности отраслевых объединений, и разная степень их влияния на государственные структуры. Можно отметить положительный опыт Казахстана, где с 1998 г. работает закон о нормативных и правовых актах, который обязывает государство согласовывать нормативные акты, касающиеся бизнеса, с отраслевыми бизнес-объединениями. Более того, оценка положительного и отрицательного эффекта для бизнеса от предполагаемого принятия любого закона оценивается в реальных деньгах.

Большое влияние на рынки оказывают также имеющиеся различия в уровнях коррупционности систем, готовности их к изменениям и прозрачности.

Отдельно стоит отметить то влияние на инвестиционную привлекательность рынков, которое оказывают различия в ставках НДС внутри Таможенного союза. Самая большая ставка существует ныне в Белоруссии, а самая низкая – в Казахстане (12%). Соответственно в международных рейтингах инвестиционной привлекательности Казахстан занимает более выгодное положение и по сравнению с Белоруссией, и по сравнению с Россией.

Белоруссия «лидирует» и по другому важному для фармрынка показателю – уровню инфляции, который превысил в 2011 г. уровень 100%.

А вот на Украине показатели по среднедушевому потреблению ЛС, доле локальных производителей и доле локальных лекарств на ее рынке являются самыми высокими среди стран СНГ. В число ТОР-5 ведущих фармпроизводителей СНГ входят 2 украинские компании – ОАО «Фармак» (4% рынка) и «Артериум» (свыше 3%). Кроме того, фармрынок Украины в прошлом году продемонстрировал самые высокие темпы роста в СНГ – свыше 12%. Однако особенность этой страны состоит в том, что, несмотря на высокий уровень фармацевтического производства и развитость фармрынка, Правительство Украины всерьез ставит задачу импортозамещения ЛС. При этом фармацевтическое бизнес-сообщество страны полно решимости защитить собственные интересы в рамках ограничений, диктуемых нормами ВТО.

На развитие экономики в странах Закавказья существенное негативное влияние оказывает неблагоприятная политическая обстановка, в частности затянувшийся конфликт между Арменией и Азербайджаном, а также напряженность в отношениях между Грузией и Россией. Среднедушевое потребление ЛС в Закавказье почти на треть ниже, чем в России, причем самый низкий уровень потребления лекарств отмечается в Армении. Главной же особенностью данного региона является концентрация всего фармацевтического бизнеса региона в Грузии. В этой стране отмечен самый высокий уровень локализации ЛС, а препараты, изготовленные в Грузии, прочно занимают лидирующие позиции по объему продаж в Закавказье.

По ряду стран Средней Азии существует ограниченный доступ к статистическим показателям развития фармрынка, а в Туркмении – его почти полная закрытость и зарегулированность. Кроме того, данный регион занимает невыгодные позиции в международных рейтингах инвестиционной привлекательности и уровня коррупции.

Если говорить о перспективах единого фармацевтического бизнес-сообщества в рамках Таможенного союза, то, по моему мнению, только совместная работа по отстаиванию интересов фармбизнеса позволит значительно улучшить условия работы на общем рынке СНГ, сделать его комфортнее и прозрачнее для бизнеса. В конечном итоге, сделать так, чтобы слова «Содружество Независимых Государств» звучали гордо!

По материалам 3-й международной конференции Института Адама Смита «Фармацевтический форум стран СНГ»

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики еаэс:
Нелегкий путь к законодательной гармонизации в ЕАЭС

Разработка единого фармзаконодательства в рамках ЕАЭС продолжается, и рынок лекарств постепенно становится общим для государств-членов Союза, однако далеко не все вопросы решены.

Фармрынок ЕАЭС: стремимся к качеству и единству

Несмотря на непростую международную обстановку, фармотрасль в нашей стране продолжает обеспечивать потребителей лекарствами и поддерживать их качество, параллельно продолжая подстраиваться под нормативные требования ЕАЭС.

Особым лекарствам — особый допуск

В фармацевтическом законодательства ЕАЭС предусмотрены специальные процедуры доступа препаратов на рынок, что позволяет оперативно обеспечивать ими пациентов. Чтобы правильно ими воспользоваться, производители должны знать требования к каждой из них, как, например, к условной регистрации и регистрации в исключительных случаях.

ЕАЭС: фармацевтический "климат" и доступность лекарств

За последние несколько лет на фармрынках стран–участниц Евразийского экономического союза произошло много значимых событий. На развитие повлияла пандемия, различные политические и экономические проблемы, связанные с кардинальной перестройкой международных взаимоотношений.

Стремимся к единству и стабильности

Фармацевтическое пространство Евразийского союза, несмотря на разработку общих требований и тенденцию к гармонизации, по-прежнему неоднородно. В то время как одни страны завершают переход к работе по правилам Союза, другие еще находятся в процессе этого. Какие тенденции существуют сегодня на рынках ЕАЭС и что поможет объединению стран?

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban