Топ–15 e–commerce сегмента фармрозницы: итоги I–IIкв. 2020
Несмотря на пересечения в ассортименте с аптеками, многие из таких организаций работают все же вне рамок фармрынка как такового и в прямую конкуренцию с фармацевтическим ретейлом не вступают, хотя, учитывая масштабы отдельных игроков, зачастую влияют на тенденции потребления, сообщает аналитическая компания RNC Pharma.
Аналитики включали в рейтинг только те организации, в которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция, и могут рассматриваться именно в качестве представителей фармацевтической розницы. В рейтинг не были включены компании OZON www.ozon.ru и «Здравсити» www.zdravcity.ru – сервисы объективно могут претендовать на позиции в топ-15, но представители организаций отказались предоставлять данные, необходимые для участия в рейтинге.
Общий объем онлайн продаж/ бронирования продукции аптечного ассортимента в России по итогам 1-2 кв. 2020 г. оценивается в сумму 63,8 млрд руб. Данная сумма не включает в себя представителей серого онлайн бизнеса, связанных с поставками в Россию оригинальных препаратов из других стран, а также сервисы, продающие незарегистрированные в России дженерики. Эти структуры работают вне рамок правового поля и, несмотря на прямую конкуренцию с представителями легального российского фармбизнеса, все-таки работают с различными потребителями.
Общий объем продаж компаний, входящих в топ-15 e-com игроков на розничном фармрынке по итогам 1-2 кв. 2020 г. достигает 46,75 млрд руб. – это более 73% от общего оборота онлайн сегмента. За пределами топа находится еще порядка полутора сотен компаний различного масштаба, которые представлены сайтами относительно небольших аптечных сетей и даже единичных аптек, для многих из которых оборот, формируемый онлайн, сопоставим с выручкой оффлайн канала.
Абсолютным лидером сегмента выступает «Аптека.ру», оборот компании за период приблизился к 25 млрд руб. Вторую строчку с заметным отрывом занимает «Еаптека» — 3,37 млрд руб. по итогам 1-2 кв. 2020 г. Замыкает тройку лидеров сегмента электронной коммерции – федеральная сеть «Аптека-Таймер», организация входит в число крупнейших российских офф-лайн сетей, но в рамках онлайн канала компания на голову обгоняет своих коллег с заметно большими показателями выручки и количества точек.
Важно отметить так же, что у отдельных организаций параллельно работает сразу несколько интернет-площадок, в рамках рейтинга учитывались объемы, которые обеспечивают все имеющиеся у компании он-лайн ресурсы, так, например, результат компании «ГК Эркафарм» — 4-я строчка из числа лидеров e-com российского фармритейла, объединяет оборот, который обеспечивается сразу тремя сайтами: www.stoletov.ru, www.samson-pharma.ru и www.6030000.ru. Аналогичным образом учитывались показатели компаний «НеоФарм», «Ригла», «Аптечная сеть 36,6». Абсолютным же лидером по количеству интернет-площадок из числа топовых игроков выступает сеть «Имплозия» — компания объединяет более 50 интернет-сайтов, впрочем, даже несмотря на это компания пока не может претендовать на позиции в десятке лидеров e-com сегмента российской фармрозницы.
Топ-15 представителей e-com на российском розничном фармацевтическом рынке по итогам 1-2 кв. 2020 г.1
№
|
Аптечная сеть
|
Площадки
|
Объем валовых e-com продаж, млрд. руб.²
|
Средний чек e-com, тыс. руб.
|
1
|
Аптека.ру
|
apteka.ru
|
24,91
|
1,58
|
2
|
еАптека
|
eapteka.ru
|
3,37
|
2,02
|
3
|
Аптека-Таймер
|
apteka-ot-sklada.ru
|
3,34
|
0,81
|
4
|
ГК Эркафарм
|
stoletov.ru, samson-pharma.ru, 6030000.ru
|
2,91
|
3,83
|
5
|
Нео-Фарм
|
neopharm.ru, stolichki.ru
|
2,46
|
1,40
|
6
|
Монастырев.рф
|
Монастырев.рф
|
2,12
|
1,59
|
7
|
АСНА
|
asna.ru
|
2,03
|
1,73
|
8
|
Ригла
|
igla.ru, aptekazhivika.ru, budzdorov.ru
|
1,92
|
1,15
|
9
|
Аптечная сеть 36,6
|
366.ru, gorzdrav.org
|
1,70
|
1,72
|
10
|
Фармленд
|
farmlend.ru
|
1,04
|
1,05
|
11
|
доров.ру³
|
zdorov.ru
|
0,28
|
1,65
|
12
|
Планета Здоровья³
|
planetazdorovo.ru
|
0,27
|
0,95
|
13
|
Имплозия³
|
apteka№plus.ru4
|
0,22
|
0,71
|
14
|
Апрель³
|
apteka-april.ru
|
0,09
|
0,72
|
15
|
ОАС Челябинск
|
apteka74.ru
|
0,09
|
0,43
|
1 — на позиции в топ-15 также могут претендовать компании ozon.ru и zdravcity.ru, они не включены в рейтинг — т.к. представители организаций отказались предоставить информацию, необходимую для расчетов
2 — учитывалось бронирование лекарственного и нелекарственного ассортимента через сайты сетей на доставку или самовывоз в аптеках сети, суммы не учитывают объемы, полученные через сайты-агрегаторы: apteka.ru, zdravcity.ru, asna.ru и др.
3 — экспертная оценка на основании статистики посещаемости сайтов площадок и средней конверсии трафика
4 — в расчете учитывались все региональные сайты сети Имплозия, всего более 50 площадок (№ в название площадки заменяет цифру соответствующего региона, например: apteka48plus.ru)
|
Источник: Новости GMP