В России выросли затраты на льготное лекобеспечение
Однако объем закупок в упаковках снизился на 6,2%, и в итоге за 2016 год было приобретено только 50,7 млн упаковок препаратов, что на 3,4 млн упаковок меньше, чем за первые 9 месяцев 2015 г.
ВЗН: в 2016 г. осуществляются дополнительные поставки в регионы препаратов, которые закупаются по программе "7 Нозологий", что в значительной мере повлияло на увеличение объемов в стоимостном выражении. В I квартале 2016 г. объем закупок препаратов из списка ВЗН составил 27,0 млрд руб., во II квартале государство осуществило дополнительные закупки на сумму 15,2 млрд.. руб., а в III — на 5,3 млрд руб. Совокупно было закуплено лекарств, относящихся к списку ВЗН, на сумму 47,6 млрд руб, что на 6,3% больше, чем за 9 месяцев 2015 г. В натуральном выражении объем не изменился и составил 3,3 млн упаковок.
"В 2015 году список МНН, закупаемых по подпрограмме "7 Нозологий" расширился на 5 МНН, в 2016 г. было добавлено еще одно МНН. Именно по этим препаратам наблюдается увеличение объема закупок по сравнению с тем, какие объемы закупались, когда эти же препараты входили в подпрограмму ОНЛС. Так, если за первые 9 месяцев 2015 год сумма закупок МНН "Леналидомид" составила 3,4 млрд руб., то за этот же период 2016 г. — 7,8 млрд руб, что позволило ему выйти на первое место по стоимостному объему в программе ВЗН", — говорит эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
Табл. 1 ТОП–10 МНН в программе ВЗН (январь—сентябрь 2016 г.)
Рейтинг
|
МНН
|
Объем,
9 м 2016, млн руб.
|
Доля,
9 м 2016, %
|
Прирост,
9 м 2016/2015, %
|
1
|
ЛЕНАЛИДОМИД
|
7 810
|
16,4
|
1983,1
|
2
|
РИТУКСИМАБ
|
5 959
|
12,5
|
-23,5
|
3
|
БОРТЕЗОМИБ
|
5 192
|
10,9
|
-31,8
|
4
|
ФАКТОР СВЕРТЫВАНИЯ КРОВИ VIII
|
4 738
|
10,0
|
-10,7
|
5
|
ИНТЕРФЕРОН БЕТА-1A
|
4 289
|
9,0
|
7,8
|
6
|
ГЛАТИРАМЕРА АЦЕТАТ
|
3 801
|
8,0
|
-23,4
|
7
|
ЭПТАКОГ АЛЬФА АКТИВИРОВАННЫЙ
|
2 118
|
4,5
|
-17,9
|
8
|
ИНТЕРФЕРОН БЕТА-1B
|
1 630
|
3,4
|
10,6
|
9
|
ОКТОКОГ АЛЬФА
|
1 518
|
3,2
|
-16,7
|
10
|
ДОРНАЗА АЛЬФА
|
1 344
|
2,8
|
2,1
|
В программе ВЗН на сегодняшний момент представлены препараты 39 компаний, которые реализуют 68 брендов. ТОП–10 брендов по объему в программе "7 нозологий" занимают около 60%.
Табл. 2 ТОП–10 брендов в программе ВЗН (январь—сентябрь 2016 г.)
Рейтинг
|
Бренд
|
Объем,
9 м 2016, млн. руб.
|
Доля,
9 м 2016, %
|
Прирост,
9 м 2016/2015, %
|
1
|
РЕВЛИМИД
|
7 810
|
16,4
|
1 983,1
|
2
|
АЦЕЛЛБИЯ
|
4 529
|
9,5
|
-11,3
|
3
|
БОРАМИЛАН ФС
|
3 285
|
6,9
|
-38,8
|
4
|
АКСОГЛАТИРАН ФС
|
2 552
|
5,4
|
New
|
5
|
КОАГИЛ
|
1 995
|
4,2
|
-19,7
|
6
|
ГЕНФАКСОН
|
1 807
|
3,8
|
-25,0
|
7
|
РЕБИФ
|
1 675
|
3,5
|
99,4
|
8
|
ОКТАНАТ
|
1 472
|
3,1
|
-8,1
|
9
|
ВЕЛКЕЙД
|
1 459
|
3,1
|
-34,8
|
10
|
АДВЕЙТ
|
1 458
|
3,1
|
488,2
|
В рейтинге производителей по программе ВЗН лидирует швейцарская компания CELGENE, которая опередила отечественного производителя "Ф-Синтез". Помимо него в ТОП–10 входят еще две российских компании.
Табл. 3 ТОП–10 производителей в программе ВЗН за 9 месяцев 2016 г.
Рейтинг
|
Производитель
|
Объем,
9 м 2016, млн. руб.
|
Доля,
9 м 2016, %
|
Прирост,
9 м 2016/2015, %
|
1
|
CELGENE
|
7 810
|
16,4
|
1983,1
|
2
|
Ф-СИНТЕЗ
|
6 588
|
13,9
|
-9,6
|
3
|
БИОКАД
|
4 898
|
10,3
|
-11,1
|
4
|
BAXTER
|
4 810
|
10,1
|
-0,6
|
5
|
ГЕНЕРИУМ
|
4 398
|
9,2
|
22,7
|
6
|
F.HOFFMANN-LA ROCHE
|
2 778
|
5,8
|
-30,7
|
7
|
OCTAPHARMA AG
|
2 077
|
4,4
|
4,6
|
8
|
LABORATORY TUTEUR
|
1 946
|
4,1
|
-25,3
|
9
|
MERCK
|
1 676
|
3,5
|
99,4
|
10
|
CSL BEHRING
|
1 587
|
3,3
|
58,9
|
"За 2016 год произошло значительное увеличение присутствия отечественных компаний в рейтинге ВЗН, также выросла и доля российских компаний в целом в программе ЛЛО. В январе–сентябре 2016 г. доля отечественных препаратов в натуральном выражении составила 49,2% против 45,5% за первые 9 месяцев 2016 г. Однако из–за более высокой цены, в стоимостном выражении зарубежные компании значительно опережают российские по объему продаж (71,9% и 28,1% соответственно)", — отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Более существенная динамика увеличения доли отечественных препаратов в натуральном выражении наблюдается по подпрограмме "7 нозологий" — с 17,5% до 22,8. Такой рост обеспечен переключением в закупках МНН "Глатирамера Ацетат" с импортного препарата "КОПАКСОН–ТЕВА" на препарат "АКСОГЛАТИРАН ФС" ("Ф–Синтез").
По подпрограмме ОНЛС доля отечественных препаратов выросла как в стоимостном выражении (с 16,1% до 20,3%), так и в натуральном (с 38,9% до 41,3%).
ОНЛС: объем закупок по ОНЛС в первые 9 месяцев 2016 г. составил 41,6 млрд руб., что на 1,6 млрд руб. больше, чем в аналогичном периоде 2015 г. В натуральном выражении наблюдается сокращение — –6,8%, в результате в аптеки для льготных категорий граждан завезено 37,2 млн упаковок лекарств.
В рейтинге по стоимостному объему лидируют импортные препараты. Суммарно доля ТОП–10 брендов составляет 27%.
Табл. 4 ТОП–10 брендов в программе ОНЛС (январь—сентябрь 2016 г.)
Рейтинг
|
Бренд
|
Объем,
9м 2016, млн. руб.
|
Доля,
9м 2016, %
|
Прирост,
9м 2016/2015, %
|
1
|
ЛАНТУС
|
2 507
|
5,6
|
-7,3
|
2
|
РЕМИКЕЙД
|
1 931
|
3,6
|
-21,4
|
3
|
ГЕРЦЕПТИН
|
1 981
|
3,2
|
-33,7
|
4
|
СИМБИКОРТ
|
993
|
2,5
|
3,1
|
5
|
НОВОРАПИД
|
887
|
2,3
|
9,8
|
6
|
ЛЕВЕМИР
|
853
|
2,2
|
9,6
|
7
|
КЕТОСТЕРИЛ
|
828
|
2,0
|
-1,5
|
8
|
ЗОЛАДЕКС
|
731
|
1,9
|
6,5
|
9
|
СПИРИВА
|
755
|
1,9
|
2,4
|
10
|
ХУМИРА
|
374
|
1,8
|
95,5
|
В рейтинге производителей по программе представлены в основном иностранные компании. Исключение составляет компания, занявшая 8 строчку, — "Биокад". Рост объемов закупок данного производителя в подпрограмме ОНЛС обеспечен переключением на препараты отечественного производства в таких МНН, как "Трастузумаб" и "Бевацизумаб".
Высокий прирост закупок показали препараты компании JOHNSON & JOHNSON. Данное увеличение обеспечено включением в список таких препаратов как "Имбрувика" (МНН "Ибрутиниб"), "Совриад" (МНН "Симепревир"), а также приростом на 147% в стоимостном объеме закупок лидера у данного производителя оригинального препарата "Мимпара" (МНН "Цинакальцет").
Табл. 5 ТОП–10 производителей в программе ОНЛС (январь—сентябрь 2016 г.)
Рейтинг
|
Производитель
|
Объем,
9 м 2016, млн. руб.
|
Доля,
9 м 2016, %
|
Прирост,
9 м 2016/2015, %
|
1
|
SANOFI
|
3 439
|
8,3
|
-6,9
|
2
|
F.HOFFMANN-LA ROCHE
|
3 284
|
7,9
|
-31,0
|
3
|
ASTRAZENECA
|
2 913
|
7,0
|
10,5
|
4
|
NOVO NORDISK
|
2 883
|
6,9
|
-2,7
|
5
|
JOHNSON & JOHNSON
|
2 445
|
5,9
|
44,7
|
6
|
MERCK
|
1 956
|
4,7
|
-16,1
|
7
|
NOVARTIS
|
1 491
|
3,6
|
13,8
|
8
|
БИОКАД
|
1 274
|
3,1
|
412,7
|
9
|
ELI LILLY
|
1 199
|
2,9
|
-18,6
|
10
|
BOEHRINGER INGELHEIM
|
1 179
|
2,8
|
-10,2
|