15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
15.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Не состоялся аукцион по закупке лекарственных средств (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), не подано ни одной заявки. Каков порядок установления начальной (максимальной) цены контракта при повторном аукционе?

Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее — Порядок), установлен приказом Минздрава России от 26.10.17 №871н в соответствии с ч. 22 ст. 22 Федерального закона от 05.04.13 №44–ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон №44–ФЗ) и п. 1 постановления Правительства РФ от 08.02.17 №149.

Определение цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата осуществляется с применением методов, приведенных в п. 3 Порядка:

  • сопоставимых рыночных цен (ч.ч. 2–6 ст. 22 Закона №44–ФЗ, пп. "а" п. 3 Порядка);
  • расчета средневзвешенной цены на основании всех исполненных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, за исключением контрактов или договоров на поставку лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации (заключаются с единственным поставщиком на основании п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона №44–ФЗ) (пп. "б" п. 3 Порядка);
  • использования референтной цены, которая рассчитывается автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (далее — ЕГИСЗ) в соответствии с п. 4 Порядка и сведения о которой предоставляются в единую информационную систему в сфере закупок (далее — ЕИС) (пп. "в" п. 3 Порядка).

Следует заметить, что до сих пор не определены референтные цены в отношении всех лекарственных препаратов. В связи с этим в письме Минздрава России от 20.03.19 №25–2/254 отмечено, что на регистрации в Минюсте России находится приказ Минздрава России, в соответствии с которым переход на использование референтных цен не применяется до размещения соответствующих данных в ЕИС. Рассчитанные значения цен, отображаемые в поле "Референтная цена, руб." в ЕИС, являются средневзвешенными и могут применяться только в качестве справочных.

Согласно п. 5 Порядка за цену единицы планируемого к закупке лекарственного препарата заказчиком принимается минимальное значение цены из цен, рассчитанных им с одновременным применением методов, предусмотренных п. 3 Порядка. Иными словами, заказчик должен установить наименьшую цену единицы соответствующего лекарственного препарата из всех цен, определяемых перечисленными методами.

В отсутствие референтной цены на дату формирования НМЦК следует использовать минимальное из рассчитанных другими предусмотренными п. 3 Порядка методами значение (см. разъяснение в письме Минздрава России от 27.12.18 №18-3/10/2-708).

Если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК с ценой единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, определенной методом сопоставимых рыночных цен или средневзвешенной цены, согласно п. 6 Порядка при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается референтная цена.

В отсутствие референтной цены на дату формирования НМЦК по общему правилу полагаем, следует использовать следующее минимальное значение из рассчитанных другими предусмотренными п. 3 Порядка методами. Косвенное подтверждение этому можно найти в п. 6.4.5 письма Федерального казначейства от 28.05.19 №07-04-05/21-10665, п. 5.13.1 письма Федерального казначейства от 08.10.18 №07-04-05/21-21405. Использование заказчиком средних значений цен единиц планируемых к закупкам лекарственных препаратов при проведении повторной закупки вместо следующих минимальных значений цен, рассчитанных в соответствии с п. 3 Порядка, признается нарушением (см. вышеприведенные материалы).

Если на участие в закупке не подано ни одной заявки по НМЦК, рассчитанной на основании референтной цены, в силу п. 7 Порядка при объявлении следующей закупки цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата определяется путем увеличения референтной цены на показатель среднеквадратичного отклонения, который рассчитывается автоматически посредством ЕГИСЗ по формуле, приведенной в данном пункте.

В случае признания закупки с увеличенной референтной ценой несостоявшейся, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, в соответствии с п. 8 Порядка цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата повторно увеличивается на показатель среднеквадратичного отклонения. При этом цена единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), не должна превышать максимального значения цены, содержащейся в государственном реестре зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на ЖНВЛП (далее — Реестр), с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок.

В отношении ЖНВЛП, по которому референтная цена отсутствует, или закупка с НМЦК, рассчитанной в соответствии с п. 8 Порядка, признается несостоявшейся, в случае если на участие в закупке не подано ни одной заявки, при объявлении следующей закупки в качестве цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата принимается цена не выше максимального значения цены, предусмотренного Реестром с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок (п. 9 Порядка).

К сожалению, из буквального прочтения приведенной нормы неясно, вправе ли заказчик определять НМЦК в таком порядке при отсутствии референтной цены сразу после первого же признания закупки несостоявшейся по причине того, что на участие в ней не было подано ни одной заявки, или же сперва все–таки следует провести закупку с определением НМЦК исходя из следующего минимального значения из одного из определенных с применением предусмотренных п. 3 Порядка методов. Понятно только, что дальнейшее повторение закупок с увеличением НМЦК на коэффициент, рассчитанный по формуле, приведенной в п. 7 Порядка, не предполагается, поскольку применение такого коэффициента этим пунктом предполагается именно к референтной цене. По нашему мнению, из сопоставления п.п. 5, 6, и 9 Порядка логически должен следовать именно первый вариант, т.е. переход к определению НМЦК в соответствии с п. 9 Порядка после первого же признания закупки несостоявшейся по причине того, что на участие в ней не было подано ни одной заявки, однако каких-либо официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы нашу точку зрения, нам найти не удалось.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Татьяна ЧАШИНА
www.garant.ru

Специализированные
мероприятия
Omni farma
Статьи подрубрики управление:
Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Основные журналы учета для аптечных организаций

Фармацевтическая деятельность требует обширной отчетности, в частности — ведения различных журналов, число которых может доходить до 18. О том, как журналы необходимо заполнять, чтобы избежать наказаний при работе в аптеке, в ходе вебинара IQ Provision рассказал Вячеслав Глухов, провизор и руководитель группы аптек компании «Эркафарм».

Специализированные
мероприятия
Omni farma