Вопрос — ответ специалистов
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Выбор конкретного конкурентного способа закупки тех или иных товаров, работ, услуг, в том числе лекарственных средств и медицинских изделий, определяется положением о закупке.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — ФЗ-223) дает понятия «конкурентной закупки» через определения требований к таковой (ч. 3 ст. 3 ФЗ-223) и "неконкурентной закупки" как закупки, не соответствующей таким требованиям (ч. 3.2 ст. 3 ФЗ-223), а также перечисляет способы конкурентной закупки (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 ФЗ-223). Однако перечень способов конкурентной закупки не является закрытым, и заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке иные способы конкурентной закупки, соответствующие требованиям, установленным ч. 3 ст. 3 ФЗ-223 (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 ФЗ-223), и различные способы неконкурентной закупки (ч. 3.2 ст. 3 ФЗ-223).
Также ФЗ-223 определяет некоторые рамки выбора способа, вида процедуры закупки, однако выбор того или иного конкретного способа, вида процедуры зависит в основном от условий положения о закупке.
Условия применения способов, видов конкурентных закупок Закон №223-ФЗ регламентирует только для отдельных случаев и только "рамочно".
Так, путем проведения электронных конкурентных процедур должны осуществляться закупки, проводимые только среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) (ч. 2, п. 2 ч. 8 ст. 3, ч. 2 ст. 3.4 ФЗ-223, постановление Правительства РФ от 11.12.2014 №1352), и закупки товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный на основании ч. 4 ст. 3 ФЗ-223 постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 №616 (далее — ПП-616). Из упомянутых в вопросе товаров во второй перечень входят только изделия медицинские ватно-марлевые. Перечень товаров, работ, услуг, закупаемых по результатам закупок, проводимых только среди субъектов МСП, определяется заказчиком самостоятельно (пп. 8-10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 №1352).
Закупки, проводимые только среди МСП, осуществляются путем проведения в электронной форме конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений с учетом требований ст. 3.4 ФЗ-223, при этом выбор конкретной электронной конкурентной процедуры в конкретной ситуации регламентирован только "рамочно".
Закупка же товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный ПП-616, может проводиться в электронной форме любым способом, выбор которого не регламентирован вовсе. Закон определяет только форму проведения конкурентной закупки (электронная), когда заказчик в соответствии с положением о закупке выбирает один из относящихся к таковым способ закупки в отношении указанных видов товаров, работ, услуг. Причем п. 2 ПП-616 установлены исключения из обязанности проводить закупки именно в электронной форме, в том числе для случая, когда закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке.
Таким образом, выбор конкретного конкурентного способа закупки тех или иных товаров, работ, услуг, в том числе лекарственных средств и медицинских изделий, в любом случае определяется нормами положения о закупке.
Аркадий Серков
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ