08.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
08.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Управление

Вопрос — ответ специалистов

Является ли п. 2 постановления Правительства РФ от 09.06.2022 №1051 основанием для отказа поставщика от снижения цены на жизненно необходимые или важные лекарственные средства до предельных цен производителя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Требование о снижении в определенных случаях, к которым относится и рассматриваемый, цен лекарственных препаратов по контракту до предельных отпускных цен производителей установлено в императивном порядке непосредственно нормой закона, которая не может быть отменена постановление Правительства РФ в принципе. В данном же случае речь идет о нормах, которые регулируют отношения, отличные от регулируемых нормой закона.

Обоснование вывода:

Действительно, ч. 10 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон №44-ФЗ) предусмотрены дополнительные по отношению к общеустановленным ч. 9 ст. 31 Закона №44-ФЗ основания отстранения участника закупки (далее — участник) от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) или отказа от заключения контракта с победителем определения контрагента.

В соответствии с ч. 10 ст. 31 Закона №44-ФЗ такие отстранение или отказ осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:

1) предельная отпускная цена ЖНВЛП, предлагаемых участником, не зарегистрирована;

2) предлагаемая участником цена закупаемых ЖНВЛП превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей, и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник отказывается.

Это правило применяется в случаях, если:

  • участник является производителем ЖНВЛП

или

  • начальная (максимальная) цена контракта (далее — НМЦК) превышает установленные пределы:
  • при закупках для обеспечения федеральных нужд — 10 млн. руб.;
  • при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд — размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 млн. руб.

В описанной ситуации не выполняется первое условие — организация не является производителем лекарственных препаратов, но выполняется второе — НМЦК превышала 10 млн. руб.

Требование о снижении в вышеуказанных случаях цены лекарственных препаратов до предельных отпускных цен производителей установлено в императивном порядке непосредственно нормой Закона №44-ФЗ, который основан на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона №44-ФЗ). В связи с этим следует обратить внимание на то, что в силу п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ данному Кодексу или иному закону применяется гражданский кодекс РФ или соответствующий закон.

Таким образом, постановление Правительства РФ в принципе не может отменять императивно указание федерального закона, в том числе Закона №44-ФЗ.

Кроме того, рассматриваемый п. 2 постановления Правительства РФ от 09.06.2022 №1051 указывает лишь, что до 31 декабря 2022 года по решению руководителя государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа, определенного в соответствии с Бюджетным кодексом РФ наиболее значимого учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, могут не применяться положения пп. 14 и 15 Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 №926, которые, в свою очередь, говорят о предельных ценах товаров, работ, услуг, установленных Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями, ведомственных перечнях в целях определения нормативных затрат государственных и муниципальных заказчиков, которые должны учитывать такие предельные цены при планировании закупок. В данном же случае речь идет о предельных ценах производителей лекарственных средств, которые только регистрируются государством на основании ст. 61 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". Иными словами, все приведенные нормы не относятся к установлению конкретной цены конкретного контракта по итогам закончившейся процедуры определения поставщика лекарственных препаратов, которая регулируется ч. 10 ст. 31 Закона №44-ФЗ, а потому и не могут противоречить этой норме.

Серков Аркадий, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ

ГАРАНТ_лого

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
Статьи подрубрики управление:
С 1 ноября стартует новый этап маркировки БАД

С 1 ноября 2024 года стартует разрешительный режим реализации биологически активных добавок. Аптеки должны были уже подготовиться к этому этапу, но до сих пор возникает множество проблем, как и что делать. На вопросы работников розницы в ходе вебинара ответила ведущий инспектор ААУ «СоюзФарма» Виктория Маховская.

Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг