Ее основные цели — привлечение внимания работников аптечной отрасли, общественности, бизнеса и государства к проблемам развития аптечного рынка, поддержка и тиражирование успешного опыта предприятий и повышение значимости профессий фармацевта и провизора. Неудивительно, что за столь короткий срок премии удалось завоевать авторитет у представителей фармрынка.
"В этом году мы стартуем пятый раз. Четыре года — не очень большой возраст для фармацевтической премии, и мы очень рады, что добились того, что охватываем практически все экспертное сообщество", — отмечает председатель оргкомитета "Зеленого креста" Гарик Тадевосян.
В прошлом году на премию номинировались более 200 аптечных сетей и более 15 тыс. фармацевтов.
"Это достаточно большой показатель не только в фармацевтическом сегменте, но и для премий как таковых", — подчеркивает Г. Тадевосян.
В экспертный совет входят руководители аптечных сетей, фармацевтических и дистрибуторских компаний. Помимо этого организаторы "Зеленого креста" работают с образовательными учреждениями и рекламными агентствами. Благодаря привлечению разных специалистов каждую номинацию оценивают именно эксперты в данном направлении.
Почему экспертный совет и фармацевты оценивают независимо друг от друга? Это связано с особенностями самих номинаций. Когда оргкомитет анализировал результаты номинаций, то было видно, что оценка экспертов сильно отличается от оценки первостольников, например, при составлении рейтинга профессиональной прессы.
Кроме того, фармацевты лучше знают особенности работы в различных аптечных сетях, чем, например, представитель дистрибуторской компании, поэтому лучше анализируют и ранжируют их.
Что дает представителям фармрынка участие в премии? Прежде всего, они могут показать целевой аудитории, чем отличаются от конкурентов, использовать участие как инструмент для поддержания имиджа, проведения своих промоакций и знакомства других участников фармрынка со своей продукцией и услугами, а также наладить коммуникацию с потенциальными партнерами и клиентами. Не менее важна для участников возможность продемонстрировать социальную ответственность, внести свой вклад в развитие фармрынка и поддержать социальные и образовательные программы.
ЧТО НОВОГО?
Число номинаций в этом году составило 15, в привычный список были внесены коррективы: убраны подноминации из "Аптечной сети года". Теперь лучшую аптечную сеть отдельно будут выбирать эксперты премии и фармацевты с провизорами. Кроме того, номинация "Доступная среда" объединилась с "Социальным проектом года", поскольку при подаче заявок было отмечено сильное пересечение между ними. Планируется также возродить творческий конкурс с видеороликами.
Сбор заявок от номинантов начнется 8 апреля и продлится до 9 июня.
Экспертный совет и аптечное сообщество также откроют первый этап голосования 8 апреля и завершат его 31 мая.
Второй этап голосования стартует 17 июня и завершится 31 июля. К слову, голосование проходит аудиторскую проверку, а процесс голосования и обработки результатов полностью автоматизирован, что позволяет избежать ошибок, связанных с человеческим фактором.
Итоги премии будут подведены с 1 по 31 августа, а торжественная церемония награждения победителей состоится 8 октября 2019 г.
Помимо премии 10 апреля начинает свою работу Аптечный клуб "Зеленый крест". На его заседаниях участники будут обсуждать важные вопросы развития фармотрасли. Первую встречу планируется посвятить франшизе.
ФАРМРЫНОК–2018: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Затронули на пресс–конференции тему, всегда актуальную — развитие отечественного фармрынка.
По словам генерального директора аналитической компании Alpha Research & Marketing Анны Ермолаевой, объем фармрынка по итогам в ценах конечного потребителя в прошлом году составил 1,3 трлн руб. и 5,6 млрд упаковок, а если учитывать БАД, медизделия и прочий ассортимент, то цифры будут — 1,6 трлн руб. и 8,4 млрд упаковок соответственно. По итогам 2018 г. в России работает более 65,6 тыс. аптечных учреждений.
Лидерами по приросту аптечных точек стали сети "Вита", "Апрель", "Ригла", "Планета здоровья" и "Имплозия". Больше всего аптечных учреждений закрывается у "Group 36,6", ГК "Эркафарм", "РИЛАЙ", "Фармимэкс" и "Формула Здоровья".
Положительная динамика развития наблюдается у многих аптечных ассоциаций и маркетинговых союзов: хорошим приростом по объему продаж могут похвастаться АСНА, ПроАПТЕКА, ИРИС. ВЕСНА и СОЗВЕЗДИЕ.
Что касается клинического сегмента фармрынка, то больший прирост прибыли за прошедший год наблюдается у таких компаний, как "Биокад", "Рош" и "Эббви". К слову, "Биокад" занимает лидирующую позицию и в сегменте льготного лекарственного обеспечения, за ним следуют "Новартис" и "Санофи".
Основными факторами, влияющими на развитие фармрынка и здравоохранения, станут реализация национальной стратегии по борьбе с онкологическими заболеваниями до 2030 г., введение метода расчета НМЦК в референтных ценах, введение поэтапной маркировки лекарственных средств, продолжение консолидации аптечных сетей, разрешение интернет-продаж лекарственных препаратов (группы ОТС), изменение маркетинговой политики в розничном звене и процедуры приема заявок по госзаказу в рамках политики импортозамещения, а также запуск Единой государственной информационной системы в здравоохранении (ЕГИСЗ).
Генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк выделяет следующие тенденции в коммерческом сегменте фармрынка: увеличение доли рецептурных препаратов, стагнацию нелекарственного сегмента, высокую инфляцию на лекарственные средства и изменение структуры потребления по ценовым сегментам.
Доля оригинальных лекарственных препаратов и в упаковках, и в рублях на рынке снижается, зато набирают обороты дженерики: в прошлом году доля последних составила 84%, тогда как оригиналам было отдано лишь 16%.
Но есть и хорошие новости, например, увеличение доли отечественных лекарственных средств на фармрынке: в 2018 г. их доля составила 59% против 41% импортных препаратов.