27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Аптечная конкуренция: онлайн не так страшен?

То, что e–commerce станет серьезным конкурентом для каменных аптек, предполагали еще тогда, когда на фармрынок пришли первые крупные онлайн–игроки. Онлайн удобен для покупателя: можно выбрать выгодное предложение, заказать безрецептурный препарат с доставкой, найти какой–либо редкий товар.

При грамотном использовании онлайн–инструментов продвижения аптечные сети могут привлечь больше покупателей и сделать свой бренд узнаваемым, а сотрудничество с сайтами–агрегаторами не будет лишним как для крупных игроков, так и для одиночных аптек. Однако здесь есть свои нюансы и проблемы, которые требуют решения.

Оперативность и удобство — главные козыри онлайна

ГончаровОлег

Бизнес–тренер, эксперт в области фармацевтического маркетинга Олег Гончаров подчеркивает, что раньше центр принятия решения о покупке лекарства фокусировался либо у врача, либо в аптеке. Сейчас выбор вариантов значительно расширился — это медийные "инста–врачи", маркетплейсы, справочные сайты и сайты самих фармкомпаний, посвященные препаратам.

Начальник отдела маркетинга "Фармстандарт" Сергей Белов отмечает традиционное влияние на наш выбор лекарств рекомендаций других людей, причем не только врачей, но и близкого окружения, особенно если речь идет о безрецептурных препаратах. Влияет на это и популяризация некоторых нозологий, благодаря чему у людей появляется больше информации о вариантах лечения.

Онлайн помогает найти лекарство подешевле, но покупателю помимо привлекательной цены важна и эмоциональная составляющая. Живое общение при покупке помогает получить новый опыт и дает дополнительные возможности социального взаимодействия. Поэтому e–commerce–игрокам стоит это учитывать и не превращаться в обезличенные площадки для продажи. Усилить привлекательность онлайн–каналов могут общедоступные предложения товаров и услуг, а также развитие сайтов, понятных пользователю. Насколько покупателю важна доставка, зависит от того, как быстро он хочет получить товар, поэтому данная услуга не первостепенная при выборе места покупки: иногда быстрее дойти до традиционной аптеки.

ВарпетянТула

Директор по развитию тверской аптечной сети "36,6—Здоровье" Акоп Варпетян считает, что конечное решение покупатель принимает в аптеке, поскольку именно она является точкой выдачи препарата, и за короткое время его мнение может кардинально измениться. В e–com коммуникация строится иначе: в частности, отсутствует зрительный контакт с продавцом, важный для установления диалога с покупателем и влияющий на конечный выбор. Однако у данного вида торговли больше инструментов, нежели в офлайне, и со временем возможности e–commerce на фармрынке расширятся, например, помимо безрецептурных можно будет приобретать с доставкой и рецептурные лекарства, но для этого понадобится внедрение электронного рецепта. Онлайн–покупки фармтоваров привлекают своим удобством, возможностью сравнить цены в моменте. Кроме того, в каменной аптеке всегда будет ограниченное количество СКЮ. Что касается доставки, то для ее развития необходимо снижение издержек.

СНГ

Говоря об онлайн–продажах, нельзя не учитывать и трансграничную торговлю, когда пользователь заказывает товар с иностранного сайта с доставкой в свою страну. Особенно данный способ продажи популярен для витаминов, БАДов и косметики. Однако увеличение объемов трансграничной торговли может негативно повлиять на экономику страны, — ведь производители, чью продукцию потребители заказывают из–за рубежа, как правило, не платят налоги на территории нашей страны. Можно ли как–то отрегулировать эту сферу? Директор таможенно–тарифного и нетарифногого регулирования ЕЭК Ваагн Казарян обращает внимание, что регуляторика трансграничной торговли по сути создавалась для двух типов товаров: для личного пользования (при этом они не влияют на ритейл) и классические товары. В настоящее время в рамках ЕАЭС разработан пилотный проект по электронной торговле, включающий дорожную карту по созданию благоприятных условий для ее развития.

Одиночки начинают и выигрывают?

Роль внешних факторов в аптечном ритейле необычайно высока — от них зависит, будет ли аптека успешно работать. Данная закономерность распространяется не только на крупные сети, но и на одиночные аптеки.

Первый важный фактор — экономический, и здесь прослеживается интересная тенденция, на которую, несомненно, повлияла пандемия: хотя доходы населения снизились, это не стало препятствием для изменения отношения людей к здоровью — заметно вырос спрос на различные витамины и БАДы.

Коротков Евгений

Ген. директор маркетингового союза независимых аптек "Проаптека" Евгений Коротков отмечает увеличение осознанности потребления фармтоваров у населения — люди четче представляют себе, что им необходимо, и совершают меньше спонтанных покупок. Еще одна тенденция — изменение ассортимента из-за логистических сложностей с Европой и, как следствие, рост популярности российских и белорусских препаратов. Это говорит о необходимости концентрироваться на импортозамещении. Также будет снижаться уровень бэк–маржи, поэтому нужно обратить внимание на товары, формирующие высокую фронт–маржу, например, БАДы.

Серьезная проблема для аптек — уход первостольников из профессии. Покупатели зачастую не осознают особенности их работы и сложность системы отпуска лекарств, и непонимание приводит специалистов к профессиональному выгоранию.

Олег Гончаров считает, что необходимо поддерживать неструктурируемую розницу, поскольку на самом деле маленькие аптеки располагают большими возможностями и преимуществами, нежели крупные сети. К примеру, у них почти отсутствует такая проблема как закредитованность. Кроме того, едва ли не закономерность — чем крупнее аптечная сеть, тем хуже управление продажами. А владельцы маленьких аптек хорошо знают своих покупателей и первостольников, поэтому им легче обеспечить более комфортные условия работы и найти подход к каждому клиенту. В результате аптеки–одиночки, которые ошибочно воспринимаются некоторыми как что–то несерьезное, могут не только достойно держаться на рынке, но и успешно выполнять свою главную задачу – сохранение здоровья людей.

По материалам 13–го Ежегодного Евразийского фармацевтического форума

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия