Будущее — за сетевыми компаниями
Иванова Настасья
Директор ООО "Интер–С Групп"
Это закономерный процесс, который будет продолжаться и впредь. Однако делать прогнозы, насколько меньше станет независимых аптек через два–три года, было бы неправильно, т.к. на это влияет множество факторов.
Среди них, например, введение продаж безрецептурных препаратов в торговом ритейле и нововведения в законодательстве.
Уже в июне открываются первые аптеки крупнейшей сети супермаркетов "Магнит", которые составят серьезнейшую конкуренцию представителям фармацевтической розницы. Параллель можно провести с косметическим направлением этого ритейлера — в 2009 г. был создан "Магнит Косметик", в 2014 г. он стал лидером по количеству магазинов, сейчас компания занимает первое место по выручке в формате drogerie. Предполагаем, что и в аптечном сегменте у этой корпорации дела пойдут не менее благополучно.
На наш взгляд, все проекты по открытию лидерами продуктовой розницы своих аптечных сетей при профессиональной организации дела будут успешными. И это, несмотря на то, что в Минздраве по–прежнему считают, что в России чрезмерное количество аптек. Появление таких игроков станет дополнительным ударом по мелким аптекам, и мы будем встречаться со случаями закрытия мелких аптек и появления на их месте или поблизости новых сетевых, в т.ч. аптек сетей FMCG.
Приказ Минздрава России о Надлежащей аптечной практике, вступивший в силу 1 марта, также сократит число незначительных игроков, поскольку многие из них не смогут выполнить новые правила реализации лекарств. Среди них и зона для консультирования, и требования по установке оборудования и площади склада, и др. Шансы выжить у одиночной аптеки в нынешних условиях становятся минимальными.
Однако ставить окончательный крест на малом бизнесе рано. Эксперты прекрасно знают сильные и слабые стороны сетевых и суверенных аптек. У последних это гибкая ценовая политика, низкие накладные расходы, персональный контроль качества обслуживания посетителей, знание специфики потребительского поведения в конкретном месте продажи и точечная работа с ассортиментом. Эти возможности плюс удачное местоположение и узкая специализация сейчас являются, возможно, последними козырями малого аптечного бизнеса.
Преимуществ у сетевого игрока, безусловно, больше, и они масштабнее. И главными являются более низкие входящие цены на лекарства вследствие получения от фармацевтических дистрибуторов особых условий и бонусов, возможности проведения совместных акций. Поставщик может предложить выгодные варианты товарного и денежного кредитования и т.д.
Также такие аптеки смогут использовать популярный, трендовый формат дискаунтера, который в последние три года показывает высокие показатели роста. Аптечной сети проще получить кредит, автоматизировать процессы ценообразования и управления товарно-материальными запасами, пригласить на работу более профессиональных сотрудников.
Резюмируя, можно предположить, что в будущем сети доведут свою долю на рынке до 95–97%, а впоследствии крупные сетевые игроки вытеснят более мелких.
Ситуация, хорошо известная европейцу, когда он практически в любом городе может найти популярные среди местного населения частные аптеки с многолетней историей и традициями. В нашей стране будущее — за сетевыми компаниями.