20.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024 18+
20.09.2024 Издается с 1995 года №8 (365) авг 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Антикризисный маркетинг: кто действует, тот выстоит

Аптеки — на грани выживания. Фармпроизводство — в режиме экономии. А кризис и не думает заканчиваться.

Чего ждать от затянувшейся "эпохи перемен"? Как нейтрализовать последствия экономических трудностей — и, несмотря ни на что, выжить и выиграть? На вопросы МА попробовали ответить эксперты фармацевтического рынка.

"Если говорить о текущем кризисе и о степени его влияния на аптечную розницу, то, к сожалению, риски и угрозы достаточно велики, — предупреждает руководитель консалтинговой компании "Шульга Консалтинг Групп" (Shulga Consulting Group) Ярослав Шульга. — Безусловно, лекарственные средства не являются предметами роскоши, на которых в кризис принято экономить в первую очередь. Лекарства покупали, покупают и будут покупать. Это аксиома. Аксиома, но вовсе не бессрочная индульгенция от финансово-экономических негативных явлений.

Шульга

Почему? Во–первых, потому что редкая аптека способна успешно функционировать, опираясь только на фармпрепараты". Значительную долю выручки генерируют БАД, лечебная косметика и прочий сопутствующий ассортимент. А поддержание спроса в кризисные времена на перечисленные ассортиментные группы вовсе не гарантировано.

"Во–вторых, государство достаточно жестко вмешивается в ценообразование и ассортиментную политику аптечной розницы, — продолжает эксперт. — Так, обязательным является наличие минимального ассортимента, а на достаточно серьезный перечень позиций (ЖНВЛП) ограничена наценка "сверху". Подобное вмешательство резко ограничивает маневры ассортиментной и ценовой политикой". В строгих рамках находится не только объем прибыли, но и внутриаптечная "антикризисная" активность.

ЕЩЕ РАЗ О ФИНАНСАХ

Третий фактор риска — "рентабельность" аптеки. Почему слово "рентабельность" взято в кавычки, догадаться несложно. Особенно представителям фармацевтической розницы. Безусловно, у крупных аптечных сетей нередко имеется определенный запас финансовой прочности. Акционеры и владельцы крупных сетей нередко имеют определенную страховку в виде диверсификации активов, а то и близости к властным структурам. Однако у единичных аптек и маленьких сетей перспективы не настолько радужны: низкая рентабельность в условиях экономической непредсказуемости чревата соответствующими последствиями.

Крупные же сети смогут рассчитывать и на поддержку фармкомпаний: даже в рецептурном сегменте работа с врачами не приносит плодов, если производитель не наладил сотрудничество с розницей. Доктор может сколько угодно рекомендовать препарат, но что толку, если в крупной аптеке его не окажется?

Четвертая причина задуматься о будущем — крайне высокая доля импортной продукции в аптечном ассортименте. Именно этим фактором обусловлена чувствительность отпускных цен производителя к колебаниям валютного курса. А чем дольше длится кризис, тем больше человек приучается экономить. Со временем необходимость "оптимизировать" семейные бюджеты распространяется и на лекарства. Перераспределение покупательского спроса в пользу более дешевых препаратов гарантировано на 100%. И оно уже идет полным ходом.

НЕЭКОНОМНАЯ "ЭКОНОМИЯ"

Россияне отказываются от продукции, благодаря которой выживает аптека: биодобавок, витаминов, косметики… От всего того, что не является лекарствами, но приносит аптечной рознице прибыль. Сокращается и ассортимент фармпрепаратов: в дни кризиса мало кто может держать на витринах по 20 дженериков одного и того же МНН. В продаже остаются лишь те препараты, которые востребованы. В первую очередь, доступные по цене.

Отчаянно экономящие на себе и своем здоровье граждане в реальности тратят больше. Больной человек, как правило, не считает, во сколько обойдется одна доза лекарства. А зря! В августе в подмосковных аптеках 24 таблетки "но–шпы" стоили… почти столько же, сколько 100 таблеток того же препарата. Разница между ценниками была меньше пяти рублей. Отпускные цены, назначенные производителем, отличались значительно сильнее: фармкомпания решила, что самая популярная упаковка "номер 24" должна быть значительно дороже, чем "номер сто". Еще один относительно честный способ выживания в кризис.

Сколько пациентов попались в ловушку "экономии"? Пока никто не считал.

"ЗАКОННЫЕ" УГРОЗЫ ФАРМРЫНКУ

"Изменения в российском законодательстве достаточно непредсказуемы. На мой взгляд, это самая серьезная угроза, — уверен Ярослав Шульга. — Периодически проскальзывают ужаснейшие инициативы, как–то: разрешить продажу всех безрецептурных лекарств в FMCG–рознице, многократно увеличить штрафы для аптечного бизнеса и т.д. Если такие идеи воплотятся в жизнь, если их внедрение по времени совпадет с ситуацией финансово–экономической неопределенности…"

Безусловно, после любого падения будет подъем, вопрос только в том, когда он будет?

БЕГСТВО — НЕ ВЫХОД

Фармацевтические компании — в большей безопасности, чем аптеки. Прибыль и рентабельность у них — на порядок выше. Возможности для маневров с ассортиментом — значительно шире. И все равно экономии фармпрому не избежать.

Радикальный вариант "оптимизации расходов" — удалиться с рынка до лучших времен. Кто ничего не делает, тот и ничего не теряет… Увы, ошибочность этой точки зрения блестяще доказал кризис августа 98 года. Компании, сбежавшие с места экономических баталий, потом долго боролись за место под солнцем. Брошенные ими позиции заняли более решительные конкуренты.

МЕДПРЕДСТАВИТЕЛИ: СОКРАТИТЬ НЕЛЬЗЯ СОХРАНИТЬ

Менее экстремальный вариант уменьшения бюджетов — отказ от медицинских представителей — хорош только на бумаге. Председатель Ассоциации аптечного менеджмента и маркетинга (ААММ) Гарик Тадевосян уверен: к этому средству фармпроизводители прибегнут в последнюю очередь. Слишком уж велики побочные эффекты.

Тадевосян_ААММ

Экономию от "оптимизированных" зарплат уволенных медпредов перекроют размеры их выходных пособий. А новичков, которые придут после кризиса, придется обучать долго и упорно. Сберечь интеллектуальные резервы, несмотря на сложные времена, — и проще, и дешевле, и лучше.

И все же маневры с медпредставителями кто-нибудь да предпримет. Одни компании переведут своих специалистов за штат, другие перестанут принимать новых, третьи станут сотрудничать с другими организациями.

Если период финансовых потрясений затянется, "заштатных" работников будет проще увольнять и сокращать. А пока экономические трудности кажутся кратковременными, перевод сотрудников за штат снизит налоговую нагрузку. Которая и при отсутствии кризисов…

А ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ОСТАЕТСЯ!

Единственно верный вариант экономии — не уменьшение затрат, а их перераспределение. Финансовый ресурс необходимо направить туда, где он принесет результаты. И при этом будет расходоваться разумно. Для фармпрепаратов такими экономичными каналами продвижения остаются телевидение, радио и печатные СМИ.

Пока Интернет шагает по планете, телевещание сохраняет свои позиции. И по охвату аудитории, и по скорости получения результатов телевизор — на первом месте среди каналов продвижения. Львиная доля телерекламы — ролики о лекарствах. Медикаменты рекламируют по ТВ вдвое или даже втрое чаще, чем 5–7 лет назад. Если отказаться от вложений в телепродвижение — не будет не только расходов, но и прибыли.

Любой маркетинговый канал носит инертный характер, объясняет Гарик Тадевосян. И, если фармкомпания, которая на протяжении нескольких лет подряд успешно работала с телерекламой, вдруг приостановит свою деятельность в этой сфере — продажи лекарств рухнут. Люди покупали препараты на фоне маркетинговой активности их производителя. Нет стимула — нет и спроса.

Скрыться с поля маркетинговых баталий не получится. Придется учиться правильно распоряжаться своим оружием — финансами. А это не так сложно. Видеоролики о лекарствах можно перенести из федерального блока рекламы в региональный. Фиксированное время выхода в эфир — заменить произвольным. Появление бренда на телеэкранах в назначенный час и строго определенную минуту стоит денег не малых.

ЦЕПОЧКА ЭКОНОМИИ

В продвижении рецептурных препаратов решающую роль сыграет Интернет. Именно он позволит фармкомпаниям "оптимизировать" свои затраты на семинары, конференции, круглые столы и работу медицинских представителей. Стучаться к докторам медпреды будут не в поликлиниках, а в соцсетях; общаться с медиками — не в кабинетах, а по электронной почте. Компьютерные технологии позволят сэкономить и время, и деньги: виртуальные "разговоры" — в 5–6 дешевле живого общения в стенах медицинского учреждения.

Отказываться от медпредов фарма будет в последнюю очередь. Но сэкономит на них с огромным удовольствием. Как и на других расходах, ставших неподъемными в дни кризиса.

Вначале уменьшатся вложения фармкомпаний в специализированную прессу. Затем промышленность станет экономить на конференциях и круглых столах. Потом придет очередь командировок. После командировочных сократятся расходы на рекламу.

Интеллектуальный ресурс под названием "медицинский представитель" будет "оптимизирован" последним. Если все предыдущие стадии экономии будут пройдены, а кризисный период к этому времени не завершится.

КТО ДЕЙСТВУЕТ, ТОТ ВЫСТОИТ

Подождать завершения кризиса у фармацевтического рынка не получится. Жизнь идет, людям необходимы лекарства, лекарствам — продвижение. На рынке появляются новые препараты — и никто не собирается "замораживать" этот процесс до лучших времен. Заниматься маркетингом все равно придется. Вопреки всем экономическим трудностям.

"Каким бы ни был кризис, он меньше всего сказывается на препаратах, с которыми фармацевтические компании работают, — подводит итог Гарик Тадевосян. — Любые потрясения бьют по пассивным участникам рынка. А те, кто продолжает действовать, всегда выигрывают".

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия
   
АПТЕКА 2024