Аптекам выгодно продавать БАД
Что вынуждает современного человека обратить свое пристальное внимание к БАД? Весьма убедительно из уст президента НПП БАД, гендиректора компании «Леовит нутрио», д.м.н., проф. Татьяны Пилат прозвучали аргументы в пользу БАД: «Благодаря употреблению БАД США в год экономят 29 млрд долл. — это деньги, которые избавляют страховые организации от выплат на лечение и восстановительный период. В США более 60% населения употребляют добавки, в России этот показатель не превышает 7–8%. В Канаде было подсчитано, что 1 доллар, вложенный в производство БАД, экономит системе здравоохранения целых 8 долларов».
Как не ошибиться в применении биологически активных добавок, каковы требования к их безопасности и качеству, на эти и другие вопросы стандартизации БАД ответил руководитель лаборатории обмена веществ и энергии Института питания РАМН, профессор, д.м.н. Андрей Васильев. С возрастанием наименований биологически активных добавок, рекомендуемых к применению в пищу, растет ответственность их производителей за подлинность и качество продукции. Что реально выиграл производитель БАД: технические условия их производства не подлежат регистрации, санитарно-эпидемиологическое заключение на производстве не оформляется. На каком уровне осуществляется контроль над производством БАД? В лучшем случае производитель запрашивает подтверждение результатов, которые декларирует поставщик сырья, соответственно, чтобы потребитель был спокоен, можно привлекать в качестве экспертов сторонние лаборатории. В зависимости от качества выпускаемой продукции, в БАД может отсутствовать нечто заявленное, вариант второй: в составе добавки есть все, что указано, но контроль над качеством производитель обеспечить не в состоянии. Гарантией качества производства биологически активных добавок является собственная сырьевая база, собственное современное производство, собственная лаборатория при производстве и квалифицированный научно-технический персонал. Но даже при наличии всех этих условий производитель должен быть добросовестным и желать поставлять качественную, конкурентоспособную продукцию.
Вопросы продажи биологически активных добавок были затронуты в выступлении исполнительного директора НП содействия «Аптечной гильдии» Елены Неволиной, обратившей внимание собравшихся на некоторые сложности, возникающие у продавцов биологически активных добавок. Камнем преткновения в вопросе реализации БАД является отсутствие технического регламента, позволяющего определить место их в системе продаж. Недобросовестная реклама вводит потенциального потребителя добавок в заблуждение. Если БАД отнести к пищевым продуктам, то они лицензированию не подлежат и продаются свободно. Отнеся добавки к лекарственным средствам, их реализацию возможно проводить только в аптеках или специализированных магазинах. Аптеку бьют за то, что у нее, несмотря на лицензию, разрешающую фармацевтическую деятельность, «один вход», а согласно санитарным правилам и нормам, «аптека имеет право продавать БАД, если у нее имеется специальный вход для их принятия к реализации». Аптека заинтересована продавать биологически активные добавки, диетическое питание, и, может, нижесказанное крамольно с точки зрения потребителя, но БАД – та продукция, на которую никто не регулирует цены. Прибыль для аптеки – очень важный показатель. Рентабельность аптечного бизнеса – 2%, поэтому за счет продажи добавок и изделий медицинского назначения аптеки частично вернут себе то, что потеряли на реализации ЖНВЛС. Двенадцать крупных производителей БАД, входящих в некоммерческое партнерство, на хорошем счету у «Аптечной гильдии», и продукция их успешно реализуется через аптечные сети. Почему реализация БАД через аптеки должна быть выгодна самим производителям добавок? Аптеки более ответственно подходят к наличию у дистрибьютора нормативной документации на тот или иной БАД. В аптеках не возникает проблем ни с БАД, ни с изделиями медицинского назначения, ни с лекарствами, благодаря тому, что фармацевты доносят полную информацию о продукте до потребителя. У нас не возникает вопросов: что продавать? Порекомендовав на выбор какие-нибудь витамины, разнящиеся в цене, в аптеке тут же разъяснят, что первые из них, к примеру, зарегистрированы как лекарственный препарат, а вторые – в качестве биологически активной добавки, потому-то они дешевле. В аптеке потребитель получает правдивую информацию, а выбор в пользу той или иной покупки принадлежит только ему. Сотрудничество аптек и производителей БАД обоюдовыгодно. В конечном итоге от этого альянса выигрывают все, в том числе и потребитель, который может быть уверен в качестве затребованной продукции.