Младенцев Андрей
Генеральный директор АО "ФП "Оболенское""
Ведь, по сути, она должна быть логическим продолжением "Фармы–2020", которая была достаточно исчерпывающей, на мой взгляд.
Считаю, что сама инициатива реализации программы "Фарма–2020" уже была положительным фактором. Демонстрация того, что Минпромторг России занимается развитием отечественной фармацевтической промышленности, вселяет в нас оптимизм. И уже по предварительным результатам этой программы видно (и многие инвесторы это подтверждают), что фармацевтическая отрасль в России развивается динамично. Все сходятся во мнении, что это происходит благодаря вниманию государства и развитию программы "Фарма–2020".
Российские производители осваивают полный технологический цикл. За последние три–четыре года отечественные фармацевтические компании научились производить такие высокотехнологичные препараты, как лекарства на основе моноклональных антител, инсулины и их аналоги, и освоили другие современные технологии.
Могу сказать, что благодаря реализации программы "Фарма–2020", а также политике импортозамещения, российские лекарственные препараты смогли значительно укрепиться. Рост доли отечественных компаний на внутреннем рынке стал результатом работы именно этой программы. Самый важный итог фармацевтического "бума" — в России появилась сильная фармацевтическая промышленность, которая может обеспечивать население качественными и доступными лекарственными препаратами. Во многом это результат сочетания правильных регуляторных решений и финансовых механизмов государственной поддержки.
Считаю, что преференции для российских производителей должны быть. И, например, введение постановления "третий лишний" — это прекрасная инициатива, способствующая и локализации производства, и развитию национальной фармацевтической промышленности. Очень хорошо и то, что государство, наконец, стало оценивать зарубежные фармплощадки на предмет качества.
Но очень плохо, что государство оценивает не только продукцию, но и производство субстанций. И если говорить о том, что проверка зарубежных производственных площадок готовой продукции — это важный шаг в уравнивании российских и иностранных фармацевтических компаний как в своих правах, так и в требованиях к качеству, то инспектирование качества площадок, которые производят субстанции — это, конечно, "тормоз" в регистрации новых лекарственных препаратов для российской фармацевтической промышленности.
И это особенно проблематично для дженериковых компаний, т.е. для тех, которые не занимаются внедрением инновационных продуктов. Для дженериковых фармацевтических производителей проблема в следующем — мы работаем быстро и дешево, и у нас, как правило, источники субстанций — не одна площадка, а несколько, при этом конкурирующих друг с другом. Для дженериковых производителей есть условие: лицензировать как минимум 3 площадки. То есть затраты выше, хотя рентабельность по дженериковому бизнесу в 3 раза ниже.
И, я считаю, опережающее инспектирование площадок по субстанциям создает большие проблемы для российской фармацевтической промышленности и не создает проблем для иностранной. Потому что на данный момент иностранный фармпром не инспектирует фармацевтические субстанции, если производство расположено за рубежом. Это надо или отменять, или приостановить. Потому что это действительно убивает дженериковую отрасль.
Поэтому, с одной стороны, границы должны быть, чтобы развивалась отечественная фармацевтическая промышленность, а, с другой стороны, барьеры для производителей субстанций существенно вредят дженериковым фармацевтическим компаниям.
В целом в Российской Федерации условия для производства фармацевтических субстанций абсолютно такие же, как условия для производства готовых лекарственных форм, т.е. они в принципе есть, и мы были бы рады, если бы компании развивали производство субстанций на территории России. Но, видимо, общие экономические условия для этого процесса в Китае пока лучше.
Мы не производим продукцию на экспорт, потому что мы считаем рентабельность и целесообразность любой инициативы. Наши продукты не являются уникальными даже для российского рынка. И в отсутствие не до конца реализованных преференций для российского фармпрома мы стараемся выживать в России. А уж за пределами России нас точно не ждут, потому что там есть преференции у локальных фармацевтических производителей, с которыми нам конкурировать будет сложно в нашем дженериковом бизнесе.
Производство полного цикла важно иметь компании, у которой есть уникальные продукты. Если твои продукты — дженериковые, то как ты конкурируешь с другими производителями дженериков, так и производители субстанций конкурируют за тебя между собой. Поэтому для дженериковой компании выгодно иметь производство вне компании, а не внутри.
Будем ли развивать свою логистику? Нет. По одной причине: потому что на входе и на выходе логистики должно быть примерно одинаковое количество препаратов. Чтобы был выбор для пациента, на выходе необходимо иметь 16 000 SKU (если оптовая точка — 16 тыс., если розничная — 5 тыс. SKU).
Если бы мы производили все 16 000 SKU, тогда бы мы создали свою логистику. Но со стороны государства желательно максимально либерализовать данный процесс. Потому что контроль качества всегда можно держать на выходе от производителя и в аптеке, а вот промежуточное звено необходимо максимально стимулировать и снять все возможные барьеры.
Могу честно сказать, что сейчас, при строительстве нашего нового завода, существует необходимая поддержка со стороны государства. Строительство поддерживает и администрация Серпуховского района, и Министерство промышленности и торговли РФ, и администрация Московской обл.
Нужно ли поддерживать фармацевтическую промышленность путем выделения денег из бюджета? Я считаю, что выделение любых средств со стороны государства вредно для бизнеса. Потому что кому-то могут дать, кому–то — нет. Даже если это не так, все равно будет казаться, что кому–то дали больше, кому–то — незаслуженно.