13.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
13.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Управление

Бизнес–аналитика. Определяем свои позиции

Любому специалисту, вне зависимости от занимаемого положения, важно знать, каково его положение и положение его аптеки в окружающей бизнес–среде.

Так, например, просто показатель объема товарооборота (дохода, чистой прибыли и др.) значит меньше, чем то, как этот результат соотносится с аналогичными показателями ваших коллег. Самый распространенный способ оценить свое относительное положение — это использовать процентили.

Умаров Сергей Закирджанович
Проф. кафедры военной фармации Военно–медицинской академии им. С.М. Кирова (Санкт–Петербург), д.фарм.н.

Процентиль — это характеристика набора данных, которые выражают ранги элементов не в виде чисел от 1 до n в виде процентов, а в виде процентов от 0 до 100%. Таким образом, наименьшему значению соответствует нулевой процентиль, наибольшему — 100%-ный процентиль, медиане — 50%-ный процентиль и т.д. Процентили можно рассматривать как показатели, разбивающие наборы количественных и порядковых данных на определенные части.

Существенным моментом является тот факт, что процентиль представляет собой элемент данных, имеющий определенный ранг, но выражен в тех же единицах, что и набор данных. Например, 60-й процентиль объема товарооборота может быть равен 380 000 руб. (измерен не в процентах, а в руб., как и остальные элементы набора данных). Если этот 60-й процентиль, равный 380 000 руб., характеризует деятельность определенной аптеки, то это означает, что около 60% других аптек имеют показатели ниже 380 000 руб., а у 40% остальных это показатель выше. Процентили могут быть использованы в двух случаях:

  • чтобы показать значение элемента в заданном процентильном ранге (например, "10-й процентиль равен 156 000 руб.");
  • чтобы показать процентильный ранг значения данного элемента в наборе данных (например, "Эффективность продаж аптеки N составляет 2 960 000 руб. соответствует 55-му процентилю").

Процентили могут служить в качестве универсальных базовых бизнес–характеристик. Чтобы оценить сущность того или иного бизнес–процесса достаточно нескольких значений процентилей. Так, 50-й процентиль — это уже знакомая медиана, поскольку 50-й процентиль находится посередине между наибольшим и наименьшим значением ряда. Интерес представляют экстремумы — соответственно максимальное и минимальное значение или другими словами 100-й и 0-й процентили. Дополняют набор базовых характеристик квартили, определяемые как 25-й и 75-й процентили. Квартили — это значения ранжированного ряда, которые находятся на расстоянии одной четвертой на пути от наименьшего и наибольшего значений. Соотношения медианы, квартилей и процентилей представлены на рис. 1.

Умаров715_рис1

Таким образом, пять базовых показателей включают наименьшее значение, нижний квартиль, медиану, верхний квартиль и наибольшее значение (табл. 1).

Табл. 1 Перечень базовых показателей положений в бизнес-аналитике

Наименование показателя

Содержание показателя

1.

Наименьшее (минимальное) значение

0-й процентиль

2.

Нижний квартиль

25-й процентиль на четверть расстояния от наименьшего значения

3.

Медиана

50-й процентиль, середина

4.

Верхний квартиль

75-й процентиль на три четверти расстояния от наименьшего значения или на четверть расстояния от наибольшего значения

5.

Наибольшее (максимальное) значение

100-й процентиль

В совокупности перечисленные характеристики дают достаточно ясное представление об особенностях бизнес–данных. Два экстремума характеризуют размах (диапазон) данных, медиана показывает центр, два квартиля определяют границы расположенной в центре половины данных, а положение медианы относительно квартилей дает приблизительное представление о наличии или отсутствии асимметрии.

Попробуем использовать рассмотренные базовые характеристики на небольшом практическом примере. В качестве исходных данных были использованы статистические материалы "Фармацевтический рынок России: Рейтинг аптечных сетей по итогам 1 квартала 2015 года", DSM Group (http://www.dsm.ru/about/news/120/). В частности, были использованы данные о количестве точек продаж ряда аптечных сетей (табл. 2).

Табл. 2 Характеристика аптечных сетей по количеству точек продаж (I кв. 2015 г.)

Наименование аптечной сети

Количество точек продаж

1.

Ригла

1233

2.

А.в.е (вкл. 36,6 и Старый лекарь)

783

3.

Имплозия

1350

4.

А5

1039

5.

Доктор Столетов (вкл. Озерки)

316

6.

Радуга (вкл. Первая помощь)

875

7.

Фармаимпекс

550

8.

Фармленд

490

9.

Планета здоровья

619

10.

Классика

192

11.

Самсон Фарма

42

12.

Вита

452

13.

Фармакор

246

14.

Ладушка

248

15.

Мелодия здоровья

504

Для определения базовых характеристик первоначальные значения числа точек продаж табл. 2 были упорядочены по убыванию, после чего каждому значению был присвоен ранг также в порядке убывания (табл. 3).

Табл. 3 Базовые характеристики аптечных сетей
в разрезе количества точек продаж
(I кв. 2015 г.)

Наименование аптечной сети

Количество точек продаж

Ранг

Базовая характеристика

Имплозия

1350

15

Наибольшее значение (максимум)

Ригла

1233

14

 

А5

1039

13

 

Радуга (вкл. Первая помощь)

875

12

 

 

(875 + 783) / 2 = 829

11,5

Верхний квартиль

А.в.е. (вкл. 36,6 и Старый лекарь)

783

11

 

Планета здоровья

619

10

 

Фармаимпекс

550

9

 

Мелодия здоровья

504

8

Медиана

Фармленд

490

7

 

Вита

452

6

 

Доктор Столетов (вкл. Озерки)

316

5

 

 

(316 + 248) / 2 = 282

4,5

Нижний квартиль

Ладушка

248

4

 

Фармакор

246

3

 

Классика

192

2

 

Самсон Фарма

42

1

Наименьшее значение (минимум)

Определение наибольшего и наименьшего значений не представляет особого труда, т.к. они находятся в первой и последней строках (ранги 15 и 1) табл. 3. Что касается медианы, то она имеет ранг (15 + 1) / 2 = 8, что соответствует 504 точкам продаж аптечной сети "Мелодия здоровья". Для нахождения ранга нижнего квартиля к рангу медианы прибавляем 1 и делим на 2, т.е. (8 + 1) / 2 = 4,5, что свидетельствует о необходимости усреднения значений 4-го и 5-го рангов. Найти ранг верхнего квартиля можно путем вычитания полученного значения ранга нижнего квартиля из суммы 15 + 1. Другими словами, ранг верхнего квартиля = (15 + 1) — 4,5 = 11,5, а, следовательно, само значение верхнего квартиля будет определено путем усреднения значений точек продаж, соответствующих 11 и 12 рангам. Ниже приведены общие формулы определения рангов квартилей, которые описывают представленный выше порядок вычислений.

Умаров715_3

где int означает функцию взятия целого, которая отбрасывает целую часть числа;
n — число рангов.

Рассматривая базовые бизнес–характеристики, следует упомянуть т.н. выбросы — экстремальные значения исследуемых данных. К выбросам (если таковые присутствуют) следует относить значения данных, расположенные далеко от центра распределения (медианы). В частности, к верхним выбросам следует относить значения, которые превышают величину, равную:

Умаров715_1

Нижний выброс определяется как

Умаров715_2

Используя приведенные выше формулы, для расчета выбросов исследуемых нами данных получаем значения, представленные в табл. 4. Впрочем, среди исходных данных таких экстремальных значений не наблюдается.

Табл. 4 Характеристика выбросов

Верхний квартиль

829

Нижний квартиль

282

Выброс верхний

829 + 1, 5 × (829–282) = 1649,5

Выброс нижний

282 – 1, 5 × (829-282) = –538,5

В завершение необходимо отметить, что на практике приходится оперировать значительно большими объемами информации и потому необходимо использовать возможности средств вычислительной техники. На первых порах достаточно возможностей хорошо известного табличного процессора Excel. На рис. 2 представлено решение по нахождению базовых характеристик аптечных сетей в разрезе количества точек продаж в I кв. 2015 г.

Рис. 2 Решение по нахождению базовых характеристик аптечных сетей
в разрезе количества точек продаж (I кв. 2015 г. Excel)

Рис_Умаров715

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики управление:
Как увеличить маркетинговые выплаты в аптечную сеть

Увеличение маркетинговых выплат можно добиться не столько за счет роста числа заключаемых контрактов, сколько благодаря сокращению собственных издержек и повышению качества их исполнения. Достижение этой задачи напрямую связано с тем, насколько системно в аптечной сети построена работа по управлению маркетинговыми контрактами.

Материальная ответственность аптечного сотрудника

Материальная ответственность — это юридическая обязанность работника возмещать причиненный им ущерб с учетом правил и ограничений, установленных законом. Этот механизм позволяет организациям применять определенные меры к своему персоналу.

Обязательные требования в работе аптеки

При работе аптеки персоналу нужно соблюдать большое количество обязательных требований, причем не только по части цен и ассортимента. Вряд ли кто-то не исполняет их сознательно, однако на практике некоторые нарушения встречаются часто. Как не допустить или исправить нарушения обязательных требований, рассказывает ведущий инспектор Ассоциации аптечных учреждений «СоюзФарма» Валентина Чугунова.

Как унитарным предприятиям закупать лекарства?

В связи с добавлением п. 6.1 в ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ каким образом унитарное предприятие будет закупать лекарственные препараты для аптек? Сможет ли в данном случае указывать, что закупка для собственных нужд? Обязано ли будет в данном случае предприятие соблюдать требования постановления Правительства РФ от 17.10.2013 №929?

Инвалид III группы: права на лекарства без прописки

В поликлинику г. Якутска обратился пациент, инвалид III группы, за жизненно важными лекарствами. Однако участковый терапевт отказал в выдаче рецепта, сославшись на отсутствие городской прописки, так как он прописан в другом районе Республики Саха. В медицинской организации по месту прописки необходимые препараты отсутствуют. Может ли пациент получить лекарства в Якутске без городской прописки? Насколько правомерен отказ терапевта и какие льготы положены инвалиду III группы?

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг