Статьи подрубрики лицо фармации:

 
PharmLog
Что происходит на рынке БАД
РегЛек_баннер
КонгрессТерапевт_бан
ФинЗдрав  
   

ДМИТРИЙ ЦЕЛОУСОВ: "ЦЕЛЬ — СДЕЛАТЬ ЦИВИЛИЗОВАННЫМ РЫНОК"

В интервью МА исполнительный директор ассоциации рассказал, какие обстоятельства повлияли на фармбизнес в текущем году, чего ожидает государство от граждан, а "СоюзФарма" от предпринимателей.

Дмитрий Геннадьевич, в декабре 2014 г. Вы поделились с нашим изданием своим прогнозом развития фармотрасли на текущий год. Насколько оправдались Ваши предположения?
— Можно сказать, что, к сожалению, прогноз на 2015 год сбылся. К сожалению — потому, что по большей части сбылась его негативная составляющая. Уже в конце 2014 г. все участники рынка ощутили напряженность в связи с курсовой разницей, уже велись разговоры, что поднимутся цены на лекарственные препараты. К тому же рынок понимал недостаточную урегулированность некоторых вопросов: в то время еще в сыром состоянии находился ряд законопроектов о внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств". Нельзя сказать, что люди думали о плохом, и поэтому это случилось. Нет, на ситуацию на фармрынке повлияли обстоятельства и экономические, и геополитические, которые особенно остро проявились зимой этого года. Все перечисленное сказалось на бизнесе в целом.

Помимо введенных санкций, как еще влияет на рынок геополитическая ситуация?
— Возникла напряженность, связанная с удорожанием жизни в целом. Каждый на себе это ощущает: стоимость продуктовой корзины увеличилась, а лекарства — часть этой корзины. Делая ежедневно покупки, мы чувствуем, как возросшие цены отражаются на нашем кошельке. И в связи с этим нехватка на рынке денежных средств, не только так называемых длинных кредитных, но и вообще денежной массы, заставляет людей беспокоиться. Мы можем абстрактно рассуждать о геополитической обстановке и об экономической ситуации в стране, все это, казалось бы, далекая надстройка над каждым гражданином, но каждый понимает, что зарабатываемых им денег сегодня не хватает. А это первый момент социальной напряженности.

Второй момент — когда мы говорим о фармацевтической отрасли, самый часто задаваемый вопрос, почему растут цены на лекарства, тем более с учетом того, что в стране большое количество людей с различными хроническими заболеваниями. Та информация, которая принимается специалистами колл-центра Ассоциации, говорит о сильной обеспокоенности граждан.

Росздравнадзор мониторит уровень цен на лекарства в российских регионах. Возможно ли таким методом контроля остановить рост цен?
— Информационная кампания государства, направленная на работу с гражданами, все–таки может принести некие плоды. Когда мы заводимся, нервничаем, мы похожи на пароварку, и если пар не спускать, пароварка может взорваться. Это та самая социальная напряженность, которая может выплеснуться в т.ч. и в массовые митинги. Государству этого не нужно. А потому следует проводить информационную кампанию, чтобы сами граждане были кузнецами своего счастья, следили за ценами (в Москве, например, билборды призывают граждан заходить на сайт города, сравнивать цены в аптеках и сообщать о завышенных ценах на препараты ЖНВЛП). Росздравнадзор мониторит цены, Правительство РФ в еженедельном режиме получает информацию о мониторинге, усилия всех служб направлены на контроль роста цен. Не помеха даже каникулы по проверкам предпринимателей, которые обозначены Президентом РФ. На мой взгляд, все эти меры нацелены на повышение активности граждан в данном вопросе, а также попытка государства перенести некоторую часть ответственности и на них. У Росздравнадзора нет столько сотрудников, чтобы проверить всех и вся. Должна появиться обратная связь – взаимодействие государства и гражданина.

С 1 июля аптечным организациям нельзя производить доставку лекарств пациентам согласно известному пункту 24 ФЗ–429. Что Вы можете сказать об этом?
— Да, были комментарии Росздравнадзора, что еще не определен исполнительный орган, но на самом деле это не совсем так. В РФ уже есть достаточная практика по закрытию сайтов, содержащих противоправную информацию (этим занимается Роскомнадзор). В Интернете много сайтов, которые блокируются ежедневно по признакам терроризма, экстремизма, наркомании, нарушения прав интеллектуальной собственности и пр. В части блокирования сайтов с информацией о доставке и дистанционной торговле лекарствами — это тоже сегодня информация, противоречащая нормам закона. В постановлении Правительства РФ №55 о различных видах торговли обозначено, что реализация разносным способом лекарственных препаратов запрещена. Здесь однозначно — есть норма закона и есть полномочия, в рамках которых несложно прописать процедуру взаимодействия Росздравнадзора с Роскомнадзором. Другое дело, что сейчас мы думаем о тех случаях, когда можно разрешить доставку. "СоюзФарма" неоднократно обращалась с этим вопросом, в частности, к замминистра здравоохранения Игорю Каграманяну, в Комитет по охране здоровья Госдумы РФ. Уже есть ряд нормативных актов, которые позволяют осуществлять доставку лекарств определенным категориям граждан — это Герои России, ветераны ВОВ и т.д. Но не всякий пожилой человек имеет право на такую льготу.

Безусловно, запрет доставки ограничивает права граждан, но поскольку лекарства — это особый вид товара, на реализацию которого нужна лицензия, он уже изначально ограничен в обороте. Безвредных лекарств в принципе не бывает. Надо понимать, что потребление лекарственного препарата влечет последствия для здоровья в той или иной мере. Это товар, который обязательно должен сопровождаться определенной информацией.

В ассоциации мы работаем над критериями, которые лягут в основу постановления Правительства РФ, и в соответствии с которым доставку лекарств можно было бы осуществлять. Надеюсь, до осени документы будут разработаны.

Изначально норма о закрытии сайтов была рассчитана на определенную категорию субъектов, которые реализуют лекарственные препараты без лицензии, не обладая достаточными помещениями с соответствующими условиями и не соблюдая порядок ни в подборе специалистов и поставщика товара, ни в хранении. В данном случае благое начинание и идея отсечь недобросовестных субъектов может как раз повлиять на деятельность и добросовестных. Что, собственно, уже и происходит сейчас. Мне известно о заказных делах в отношении некоторых компаний: судом были наложены запреты на их сайты, доставляющие препараты. Это проявление недобросовестной конкуренции. На рынке выживает каждый по-своему.

Как Вы относитесь к инициативе Президента РФ создать сеть государственных аптек? За счет чего в них будут держаться низкие цены?
— Я изначально скептически отнесся к этой идее и по-прежнему убежден в этом. Идея не для настоящего времени, она недостаточно хороша для рынка в целом. Создание государственной сети аптек требует колоссальных финансовых затрат. И на этот проект будут тратиться налоги граждан. Я вижу больше минусов, поскольку государственный субъект, появившись на рынке, создаст дополнительную конкуренцию. У нас и так сейчас достаточно большое количество розничных субъектов. В отличие от развитых стран на одну аптеку приходится 1200 граждан, для сравнения: в Европе — 3,5 тыс. человек.

В России рыночные механизмы прочно вошли в аптечный ритейл из продуктового, где есть жесткая конкуренция по ценам, где продаются полки и пр. Но это пришло не от хорошей жизни, а потому что аптечная организация стала искать другие источники финансовой подпитки. Длинными деньгами уже нельзя воспользоваться. Большинство дистрибуторов перевели аптеки на предоплату. Если не берешь большой объем, сделай предоплату, а это короткие деньги, они нужны для быстрого оборота. Если надо быстро обернуть деньги, нужен соответствующий ассортимент, который пользуется 100–процентным спросом и не застаивается на полках. Не продашь товар, не закупишь новый.

А есть ли в Европе "аптеки низких цен", например?
— Нет, с таким я не сталкивался. В большинстве европейских стран сетевые объединения запрещены. В Финляндии — не больше одной аптеки на владельца, в Швеции и Германии — не более двух. Там на самом деле оперируют понятием фармацевтической помощи, применяют современные технологии, непосредственно из аптеки можно связаться с врачом, получить консультацию. Нам об этом пока думать рано. Мы до сих пор к электронному рецепту прийти не можем, не говоря уже о телемедицине.

Возвращаясь к теме государственных аптек, скажу: еще один конкурент еще больше размоет фармрынок. Кроме того, в регионах уже есть муниципальные аптечные организации (в Липецке, Брянске и т.д.), которые занимаются лекарственным обеспечением. Может, лучше им помочь? Согласно законодательству, МУП и ГУП обязаны проводить торги. Хочешь закупить лекарственные препараты, вывеси заявку с обозначением требуемого (для этого, правда, нужен человек для ведения сайта), опубликуй прогноз закупок на год (что очень сложно сделать, ведь нужно закупать здесь и сейчас, а ситуации с уровнем заболеваемости бывают разные). А еще часто такие аптеки занимаются производством ЛП, но не получая при этом ни дотаций, ни софинансирования. Мы обращались в Федеральную антимонопольную службу с предложением, чтобы аптечные предприятия (МУП и ГУП) вывели из-под действия данной нормы закона. Получили ответ — это нецелесообразно. Конечно, закупки — определенная мера контроля компаний. Но аптека не для себя закупает лекарства, а для реализации населению. Наличие подобной меры контроля в отношении аптек с формой собственности МУП и ГУП не совсем понятно, потому что эти организации никаким образом не финансируются из муниципалитетов, государством, но обязаны быть под постоянным контролем всевидящего ока.

Какие задачи ставит перед собой Ассоциация? Насколько вовлечены в деятельность ее члены — аптечные учреждения?
— Вся деятельность ААУ "СоюзФарма" направлена на то, чтобы аптечный сегмент фармацевтической отрасли выглядел достойно в глазах общества, покупателей, государства, партнеров. Для этого мы участвуем в подготовке законодательных и нормативных документов, проводим во всех регионах присутствия (на сегодня это 40 субъектов РФ) научно-практические региональные (30 в год) и тематические (более 100) конференции, заботясь о квалификации и профессиональном уровне руководителей и специалистов аптек, повышаем их правовую грамотность. Кроме того, мы, в соответствии с потребностями наших участников, реализуем различные проекты в помощь развитию их предпринимательской деятельности. Но и здесь на первом месте — содержательные моменты качественной, профессиональной работы аптек. Последний пример — программа "Фармопека", основу которой составляет фарминспекторат — дополнительный контроль со стороны некоммерческой организации за соблюдением аптеками лицензионных требований. Цель — не столько выявить те или иные нарушения, сколько помочь аптекам вести свою деятельность на должном уровне.

Что касается вовлеченности аптек… Конечно и нам, и многим другим сообществам хотелось бы большей активности от своих участников. Многие сетуют на то, что наступили жесткие времена, расширился круг вопросов и компетенций, необходимых для их решения, и зачастую просто не хватает времени. Но это неправильно — ведь если на подготовительном этапе создания документов не выявить узких мест, то, появившись в утвержденном стандарте, они станут помехой в работе и повлекут наказание со стороны надзорных органов.

Может ли россиянин, выбравший в этом году курорты Крыма, рассчитывать на доступность лекарств в местных аптеках? Приводился ли ассортимент аптек и принцип их работы в соответствие с российскими стандартами?
— В июне я был на предпринимательском форуме общественной организации "ОПОРА РОССИИ" в Санкт–Петербурге, который предшествовал Международному экономическому форуму, и там встречался с новым участником Ассоциации из Крыма, активно откликнувшемся на наше оповещение о мероприятии. Там ситуация несколько хуже, во многом из–за отсутствия информации. Поэтому юристами "СоюзФармы" была подготовлена справка по сравнению законодательств Украины и РФ: какие нормы были и какие стали, в чем схожесть, в чем отличие, чем руководствоваться в работе сегодня. Имплементация (практическая реализация) законодательных норм РФ постепенно происходит и в Крыму, не без проблем, конечно. Все аптечные организации и дистрибуторы Крыма вправе были работать по ранее выданным лицензиям, которые действительны до 2017 г. В феврале же было принято решение на местном уровне, что с июня месяца текущего года заканчивается срок действия ранее выданной лицензии. И все до 1 июня должны были получить новые. Аптеки столкнулись с тем, что невозможно в один месяц получить лицензию: нужно подготовить ряд документов (санитарно–эпидемиологическое заключение, подтверждение наличия помещения, оборудования и пр.). А в госреестре тоже еще не все приведено в соответствие.

Поставки лекарств в Крым нашими дистрибуторами налажены (Ростов–на–Дону и Краснодарский край активно работают в этом направлении). На полуострове немного субъектов розничной аптечной торговли (около 2 тыс.). Они расположены, в основном, по береговой линии. Пока не принято решения об открытии дополнительных аптек на полуострове. Их работа в значительной степени носит сезонный характер. У предпринимателей там проблемы, схожие с нашими, тоже думают, как выжить на рынке.

Дмитрий Геннадьевич, расскажите немного о себе, как Вы пришли в фармацию?
— Это произошло случайно. В 2004 г. я пришел в компанию "Протек" юристом. Стал погружаться в вопросы лекарственного обеспечения.

Законодательство в области фармации — довольно специфическая отрасль. Сначала я занимался административными вопросами, далее договорным правом компании. Столкнулся с поставками ЛП, их качеством и т.д., дальше погружаясь в детали. Понял, что вопросы договорного права везде одинаковы, но, что касается аптечных организаций, на этот сегмент распространяется достаточно большой объем нормативных актов, который даже профессионалы не всегда знают. Количество специалистов в отрасли не прибавляется. Я имею в виду тех, кто работает на отраслевом стыке норм права и такого узкого направления, как аптечные организации. Вопросы, которые задают аптеки, очень разнообразны и касаются практически всех отраслей права. Занимаясь, казалось бы, только аптечным сегментом, я познакомился со всем отраслевым законодательством сразу. Обычно юрист имеет достаточно узкую специализацию, а здесь круг широкий: и разные виды законодательства — налоговое, лицензионное, трудовое, и хозяйственные взаимоотношения между субъектами, договора поставок и продаж, на поставку электроэнергии, порядок хранения ЛС и т.д.

Насколько эти сферы — фармация и юриспруденция — связаны?
— Если отойти от юриспруденции, то в какой–то момент ты не сможешь понять потребности и чаяния аптеки. Вопросы бывают настольно специфические, что прямых ответов на них не встретишь в нормах законодательства. Здесь нужно заниматься именно толкованием норм и брать на себя ответственность за это толкование.

Есть достаточно крупные юридические компании, которые специализируются на вопросах отраслевого фармацевтического права. Но это юридический бизнес, нацеленный на работу с производителями, у которых много глобальных вопросов, начиная от патентного законодательства, защиты товарного знака, производства, строительства заводов, двойного налогообложения (иностранные компании), которые готовы много платить. Здесь можно хорошо заработать. Такие юридические компании выступают спонсорами и партнерами различных отраслевых конференций. Но никому не интересно заниматься розницей. Она не настолько платежеспособна, многие руководители по старинке пытаются охватить сразу все, не обладая достаточными предпринимательскими знаниями, не умея делегировать какие–то вопросы специалистам. А зачастую у них на это просто нет денег. Я говорю о маленьких семейных аптеках, которые самостоятельно пытаются справляться с проверками, судами, им просто невыгодно содержать специалистов–юристов. Одна из причин вступления аптечной организации в Ассоциацию — получение юридической помощи за небольшие членские взносы. С 2001 г. сумма взносов для членов Ассоциации ни разу не менялась — 1 тыс. рублей в месяц.

Охотно ли вступают аптечные организации в Ассоциацию?
— С недавнего времени вступление в ААУ "СоюзФарма" стало продуктом, который надо продвигать. В аптечные организации приходят наши специалисты, рассказывают о деятельности Ассоциации, ее задачах и целях. Но если некоторые субъекты рынка думают решить с помощью некоммерческой организации прагматичные, материальные задачи, мы их корректируем. Ассоциация ставит перед собой высокие цели — сделать цивилизованным фармрынок, объединить сообщество, поднять его профессиональный статус, воспитать кадры через обучение. Мы хотим вернуть уважительное отношение к фармацевтам со стороны общества.

Насколько быстро это произойдет, зависит сейчас от аптечных организаций, профессионального сообщества, которое создает стандарты надлежащей аптечной практики, заботится о ликвидации пробелов в законодательстве, создает фарминспекторат (пока он работает у нас на территории Москвы и Московской обл.). Но мы планируем запустить проект на все регионы.

Изменилась ли роль профессиональных организаций в связи с созданием такого объединяющего звена, как Национальная фармацевтическая палата?
— Все лето мы работаем над документами НФП, создаем сайт. Мы бы хотели получить реальную картину физических субъектов на рынке, чтобы дальше повышать их квалификацию, чтобы лицензирование аптечных организаций проходило без двойного использования трудовых книжек, чтобы в итоге мы пришли к осознанию персональной ответственности за все, что мы делаем (отпуск лекарств без рецептов, детям и т.п.). А для этого нужна персональная работа с каждым работником аптеки. Вот для чего создавалась Национальная фармацевтическая палата. Это объединение именно физических лиц.

Что бы Вы могли пожелать участникам фармрынка?
— Несмотря на то, что аптечные работники вынуждены жить по законам рыночной экономики, помнить о том, что их истинное предназначение — трудиться в сфере здравоохранения на благо жизни и здоровья пациента, каким бы пафосным ни прозвучал этот призыв.

Шарафанович Анна
20.08.2015
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

 
PharmLog
Что происходит на рынке БАД
РегЛек_баннер
КонгрессТерапевт_бан
ФинЗдрав  
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться