Статьи подрубрики лицо фармации:

 
PharmLog
Что происходит на рынке БАД
РегЛек_баннер
КонгрессТерапевт_бан
ФинЗдрав  
   

ЕЛЕНА НЕВОЛИНА: "НАДЕЮСЬ, РЫНОК НАЧНЕТ СТРУКТУРИРОВАТЬСЯ"

Исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия" Елена Викторовна Неволина поделилась с корреспондентом «МА» своим видением развития общественных институтов в нашей стране, а также дала свой прогноз на 2015 г.

Елена Викторовна, сегодня такое явление, как интернет-продажи лекарственных препаратов, уже нельзя игнорировать. Как сделать его цивилизованным?

— Цивилизованным этот процесс можно сделать только при одном условии: все нецивилизованное можно будет на законном уровне запрещать. Когда аптека имеет лицензию, когда есть юридический и фактический адрес, где непосредственно осуществляется фармацевтическая деятельность, куда можно приехать и обратиться со своей претензией, — вот это цивилизованная площадка. Аптека просто предлагает дополнительную услугу работающим, одиноким людям, мамам, которые не могут в силу обстоятельств доехать до аптеки. Сегодня основным конкурентным преимуществом товара является его цена, поэтому – да, предложение есть в любой аптеке, но потребитель ищет для себя приемлемую цену на этот товар. Но эта аптека не всегда в шаговой доступности, поэтому бывает востребована услуга по доставке лекарственного препарата по месту требования. Отмахиваться от этого неправильно, это востребовано. Есть потребность, есть и предложение. На сегодняшний день, к сожалению, не все предложения являются официальными, потому что у нас много в Интернете предложений, где присутствует только номер мобильного телефона, никакой информации об аптеке нет и, по всей видимости, это просто предприниматели, которые знают, что потребность в такой услуге есть. Где они берут товар, установить невозможно, как они его хранят, проверить невозможно. Получается, сегодня рынок больше такими участниками переполнен, а запретить их тоже невозможно, потому что закрыть сайт можно по решению суда или следственных органов. Дело в том, что в возбуждении уголовного дела отказывается по определенным причинам: довести до конца расследование, кому принадлежит сайт, на каком основании производится торговля, следственные органы никогда не могут.

Какие-то готовятся изменения в законодательство по этому вопросу? Что говорит регулятор?

— От "Аптечной гильдии" было внесено предложение, чтобы в Федеральном законе №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств» появилось новое дополнение — полномочие у федеральных органов исполнительной власти — досудебное закрытие сайтов, которые не принадлежат лицензированным аптекам.

Какие именно ведомства будут этим заниматься?

— По всей видимости, Минздрав это поручит Росздравнадзору. Федеральная антимонопольная служба может подключиться и Роспотребнадзор, безусловно. А как выявлять? Здесь будет отведена большая роль саморегулируемой профессиональной организации, которая будет отслеживать такие сайты и сообщать в федеральные органы исполнительной власти.

По Вашим предположениям, когда этот процесс будет запущен?

— Можно активно начинать процесс, когда будут полномочия по закрытию сайтов у органов исполнительной власти. Пока этих полномочий нет, разрешить проблему — это, действительно, открыть ящик Пандоры. Кроме этого, особые сложности вызовет вопрос доставки рецептурных препаратов, ведь их бесконтрольный прием не менее опасен, чем применение незарегистрированных лекарственных средств. Понятно, что осуществление доставки фармацевтическим работником будет проконтролировать очень сложно, а курьер не сможет проверить рецепт. Поэтому здесь торопиться не следует, надо сначала предусмотреть все критические моменты, ведь это безопасность наших потребителей.

Сейчас некоторые аптечные сети сокращают количество товарных позиций (sku) в своем ассортименте, ссылаясь на избыточность представленной фармпродукции. Как Вы относитесь к данной тенденции?

— С этим трудно спорить. У нас любят ссылаться на опыт зарубежных стран, там 4–5 дженериков оригинального препарата присутствуют в аптеке, которые хорошо известны и врачам, и потребителям. Потребитель выбирает из той ценовой ниши, которая ему подходит. Сегодня у нас по некоторым позициям, по парацетамолу, например, 100 с лишним дженериков! Какой смысл в одной аптеке продавать все 100 дженериков, когда можно найти препарат и до 50 рублей, и средней цены, и дорогостоящий с определенной лекарственной формой? У нас зарегистрировано такое количество дженериков, что уже специалисты перестали в них ориентироваться.

Как это может повлиять на взаимоотношения аптек с производителями и дистрибуторами?

— Думаю, сейчас все маркетинговые усилия будут направлены на работу с аптеками, особенно с крупными аптечными сетями.

Многие дистрибуторы открывают свои аптечные сети. Какие Вы видите в этом плюсы и минусы?

— Когда дистрибутор открывает свою аптеку, это положительная динамика, потому что аптека (сеть) будет устойчива на рынке. У нее есть «подушка» в виде дистрибутора, и какие бы колебания валюты или поставок ни случились, своя аптека может рассчитывать, что в ее ассортименте резких колебаний не будет. Дистрибутор всегда будет уверен, что он получит свои деньги и, как правило, вовремя. Такое расширение бизнеса идет только на пользу потребителю.

Есть сведения, что в некоторых районах Москвы были закрыты аптечные пункты при ЛПУ. Вам что-нибудь об этом известно? Говорят, это было сделано, чтобы избежать коррумпирования врачей медпредставителями.

— В московских медицинских учреждениях киоски открывали только те уполномоченные дистрибуторы, которые выиграли конкурс на поставку медикаментов в рамках программы бесплатного лекарственного обеспечения. Если пункты закрывались, то это связано с прошедшей реорганизацией государственных аптек. ГУП "Столичные аптеки" было разделено, оттуда было выведено порядка 80 с лишним аптек, которые вошли в состав государственного бюджетного учреждения здравоохранения. Эти аптеки взяли на себя социальную функцию по обеспечению групп больных, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение. Сейчас, по всей видимости, изменилась система, и киоски закрылись.

Могли бы Вы рассказать о работе над поправками в законодательство, связанными с обучением фармацевтических кадров, разработкой стандартов обучения?

— У нас в существующем на сегодняшний день Федеральном законе "Об обращении лекарственных средств" есть определение фармацевтической деятельности. В Федеральном законе "Об охране здоровья граждан Российской Федерации" есть понятие "фармацевтический работник". Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, которое утверждено постановлением Правительства РФ, предполагает, что аптечную организацию должен возглавлять фармработник, имеющий сертификат специалиста и определенный стаж работы в зависимости от образования. Коллизия вот в чем: требование в положении о лицензировании есть, но нарушение его не классифицируется как грубое. Поэтому если аптечная организация не имеет в своем составе достаточного количества фармработников для обслуживания потребителей, к сожалению, ей может быть вынесено только замечание и предписание об устранении, а каких–то мер административного взыскания не предусмотрено. Проблема начинается с этого: мы готовим специалистов, хотим, чтобы они умели работать со всем ассортиментом лекарственных средств, чтобы они давали этичные консультации, а в то же время получается, что само законодательство нивелирует образованность специалиста, ему достаточно быть просто продавцом.

В некоторых регионах, где нами проводились исследования, мы столкнулись с парадоксальной вещью, когда потребитель голосует за ту аптеку, где работают не фармацевтические работники, а консультанты. Они с уверенным видом продвигают товар, который по маркетинговым договорам интересен аптечной сети. Уверенность, с которой навязывается товар, воспринимается потребителем как грамотная консультация. Но потребитель заблуждается. Иногда агрессивное предложение товара можно принять за грамотность. В то же время, когда в аптеке тебя предостерегают от покупки того или иного препарата, давая как раз грамотную консультацию, у человека появляется сомнение, что его просто не хотят обслужить. Если не отпустили антибиотик без рецепта, потребитель считает аптеку плохой.

А в каких регионах проводились исследования? Какой возрастной и социальной группе принадлежали респонденты?

— Пока мы такой корреляции не проводили, но, получив такие ошарашивающие результаты, которые, с одной стороны, не вызвали удивления, а с другой, привели в шок, мы думаем, что теперь будем смотреть на результаты опроса с точки зрения территории, возраста, образования людей.

Не кажется ли Вам, что такая позиция связана с культом потребительства?

— Есть такое, потому что любое обучение правилам продаж начинается именно с этого: покупатель всегда прав, он должен быть всегда удовлетворенным. Не изучаются потребности покупателя с точки зрения его безопасности, точнее мы утрируем это требование: если покупатель хочет, значит, надо сделать именно так, как ему нужно.

Как совместить этичную работу фармацевта и провизора с интересами бизнеса, чтобы не было обвинений со стороны населения в продаже самых дорогих лекарственных препаратов, и в то же время, чтобы аптеки не разорялись и не закрывались?

— Этичный бизнес... Мы все бываем за рубежом и видим, как работают там аптеки. В Евросоюзе развивают дополнительные медицинские услуги в аптеках: определение состояния здоровья по волосам, по радужной оболочке глаз. В Германии популярна такая услуга: в аптеке можно сдать кровь и получить резюме о своем здоровье. В Великобритании — продажи продуктов диетического питания, БАД. Зарабатывают аптеки отнюдь не на продаже лекарств. Об этом свидетельствует то, что у аптек в Великобритании есть тариф, а не наценка. Провизору невыгодно предлагать самый дорогой товар. Он начинает предложение с самого дешевого препарата, потребитель сам выберет, а провизор предупредит, что состав у препарата дорогого и не очень одинаковый. Аптека имеет фиксированную цену, что с дорогой, что с дешевой упаковки лекарственного препарата. Этичное ведение бизнеса основывается не на продаже лекарств.

А у нас повсюду открываются аптеки–дискаунтеры, например. Само слово «дискаунтер» имеет определенное смысловое значение, никак не применимое к аптеке, потому что предполагает ограниченное количество товарных позиций, минимизацию в оформлении торгового зала, небольшое количество персонала. Аптека по определению не может быть дискаунтером. Но сейчас основная конкуренция построена на цене. На мой взгляд, это неправильно, когда государство регулирует цены, заботясь о гражданах, а граждане должны сопоставлять цены в разных аптеках и искать, где дешевле.

Почему таких дополнительных предложений в аптеках, как в Евросоюзе, нет у нас?

— Законодательство наше мешает. Даже измерить давление – это медицинская услуга, а медицинская деятельность у нас лицензируется. Аптека должна создать у себя медицинский кабинет, который она отлицензирует, хотя требования не сверхвысокие, но потребуются дополнительные затраты. Но мы к этому придем. Платная медицина набирает силу. И врачи в результате московской реформы высвобождаются, можно будет найти опытного медика, дать ему рабочее место в аптеке. Требования не очень высокие: чтобы получить лицензию на медицинскую деятельность: достаточно кабинета с рукомойником и медицинским работником.

Елена Викторовна, насколько, по Вашему мнению, сегодня значима роль общественных институтов, в частности, "Аптечной гильдии"?

— Роль возрастает по мере развития профессионального сообщества. Сегодня трудно представить, чтобы в Госдуме или Минздраве услышали голос единичных аптек. Даже если они закидают письмами ведомства, это не будет воспринято как консолидированное мнение. Появился опыт и экспертные знания у профессиональных общественных организаций. Мы можем давать органам законодательной и исполнительной власти обратную связь.

А Вы получаете такую обратную связь? Вас слышат?

— Нас слышат, другое дело, прислушиваются или нет. Всегда по–разному. Нужно понимать, что, разрешая что-то, орган исполнительной власти повышает и свою ответственность за эти допуски. Не всегда удается все решить, а то, что удается, считаю большим плюсом и доказательством того, что у нас созревает профессиональное сообщество, которое можно назвать репрезентативным.

Расскажите, пожалуйста, о своей преподавательской деятельности. Что для Вас в этой сфере сейчас важно и значимо?

— Я уже не занимаюсь преподавательской деятельностью, хотя в РУДН на общественных началах читаю лекции интернам или на курсах повышения квалификации. У меня есть своя любимая тема, в которой я пытаюсь все время совершенствоваться, — это система менеджмента качества или система качественного управления предприятием — с удовольствием читаю лекции. Что касается интернов, это люди, которые уже закончили высшее учебное заведение, они вышли на работу, им кажется, что они уже знают все, но сталкиваются с вещами, которые им непонятны. Одно дело, когда студенту читаешь о нормативно–правовой базе, другое дело, когда читаешь человеку, который столкнулся на практике и начал понимать, в чем суть правил и лицензионных требований. Они направлены, прежде всего, на безопасность потребителя. Очень интересно работать с интернами, потому что сначала у них скучающий вид, а потом, когда рассказываешь им, зачем надо понимать систему менеджмента качества, что это определяет вектор дальнейшего развития твоего предприятия, а ведь многие мечтают о своем деле, — видишь, насколько меняется их отношение.

Каков Ваш прогноз на 2015 год?

— Наверное, в следующем году, если верить прогнозам аналитиков и экспертов, будут пользоваться особым спросом препараты для поднятия настроения, легкие антидепрессанты либо успокоительные. Честно говоря, каждый год слышу прогнозы, что следующий год будет хуже, но мне кажется, что чем сложнее окружающие обстоятельства, тем человек более закаляется, начинает мыслить и приходит к каким-то нетривиальным решениям, к какому-то дальнейшему развитию. Дальше, мне кажется, будет все только совершенствоваться и, наконец–то, может быть, наш рынок начнет структурироваться.

Гончарова Анна
21.11.2014
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.

Услуга Публикации прайс-листа аптеки

 
PharmLog
Что происходит на рынке БАД
РегЛек_баннер
КонгрессТерапевт_бан
ФинЗдрав  
   
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться