"Фарма–2030": взгляд профессионального сообщества
Документ прорабатывался с 2018 года и многократно уточнялся с учетом меняющихся реалий. Свои коррективы не могла не внести и пандемия, подчеркнувшая всю важность вопроса доступности фармпомощи и технологического суверенитета. Наиболее новая из версий была представлена этой весной, в апреле.
Целевые цифры и главные направления
Среди утвержденных в итоге критериев результативности "Фармы-2030" есть следующие:
- 80-процентная доля отечественных препаратов (производимых в полноцикловом режиме) в перечне лекарств стратегического значения;
- семипроцентный подъем доли российских лекпрепаратов в суммарном объеме фармрынка;
- почти трехкратный рост экспорта медикаментов к 2030 году.
Интересны также восемь главных направлений выполнения программы:
- наращивание кадрового потенциала фармотрасли;
- формулирование задач для смежных с фармой областей — например, некоторых сегментов химпрома;
- системные механизмы поддержки для организации лекарственных производств;
- стимулирование экспорта, в т.ч. в регуляторном ключе;
- инфраструктурная составляющая;
- ценовое регулирование и гарантии сбыта фармпродукции;
- контрольно-надзорная сфера;
- совершенствование правового "фундамента" лекарственного обращения в целом.
От стратегии — к практике
"Сам по себе факт утверждения "Фармы-2030" — событие положительное. Документ раскрывает горизонты развития для здравоохранения, пациента и предприятий, участвующих в процессах производства и поставки лекарств, — комментирует Алексей Кедрин, председатель правления Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС. — Некоторые из намеченных целей соответствуют нашему видению ближайшего будущего отрасли. Например, собственные фармсубстанции и ростки формирования системной поддержки для инновационных препаратов. И указание на необходимость совершенствовать ценообразование: в этой области сегодня — много вопросов, связанных с колебаниями валютных курсов, инфляции, рентабельностью производства лекарств стоимостью менее ста рублей… Стратегия подчеркнула, что работа в данном направлении будет продолжаться. Также важно, что в тексте «Фармы-2030» отразилась потребность в работе над правоприменительной практикой в сфере патентования — включая борьбу с "вечнозелеными" патентами. Что и когда именно будет сделано — предмет уже не стратегического документа, а деятельности, которая начинается с момента его принятия".
Какие шаги должны стать первыми?
Как подчеркивает эксперт, в плане выполнения принятой стратегической программы важно предусмотреть:
- уточнение алгоритмов расчета НМЦК при госзакупках лекпрепаратов. Такая мера минимизирует риски "неявного обхода" правил о преференциях для национальных производств;
- снижение регистрационных госпошлин, кратно увеличенных с начала 2022 г. и ставших серьезным барьером для лекарственной доступности — особенно когда завод–производитель вынужден менять субстанцию или вспомогательное вещество. Необходимость данного шага — не только стратегическая, но и, в первую очередь, оперативная. А точнее, срочная;
- нулевые ставки таможенных платежей при импорте критически важных компонентов и материалов для будущих отечественных фармсубстанций.