Изменения по налогам для аптек на УСН в 2025 году
Аптечное сообщество выражает серьезную озабоченность в связи с предстоящей налоговой реформой. С 1 января 2025 года малые предприятия с совокупным доходом свыше 60 млн. рублей потеряют право на применение упрощенной системы налогообложения. Как аптечный бизнес сможет подготовиться к таким изменениям, разбирались на вебинаре Павла Лисовского «Налоговая реформа для бизнеса: что надо успеть сделать до конца 2024 года?».
Суть налоговой реформы заключается в том, что с нового года все компании будут обязаны платить НДС, если сумма их годового дохода превысит 60 млн. руб. При доходе за 2024 год менее этой суммы платить НДС не потребуется, однако лишь до тех пор, пока доход не достигнет указанного предела.
Вместе с тем у предпринимателей сохранится возможность самим выбрать ту ставку НДС, которая в наибольшей степени отражает их финансовое положение. Речь идет о трех вариантах налогообложения: обычные ставки НДС (с правом заявления вычетов), пониженные ставки НДС в размере 5% (при доходах от 60 млн. до 250 млн. руб. в год) и в размере 7% (при ежегодных доходах от 250 до 450 млн. руб., без права вычетов).
Налогоплательщик, перешедший на использование пониженной ставки НДС, должен применять ее в течение не менее 12 кварталов подряд, если не утратит права на применение такой ставки ранее. Правила освобождения от НДС и применения льготных ставок в соответствии с Налоговым Кодексом РФ пока сохраняются.
Как разъясняет Минфин РФ в своем Письме №03-07-11/95799 от 03.10.2024 г., если налогоплательщик, использующий УСН, получает оплату за товары, работы и услуги, переданные в 2024 году, то оснований для исчисления НДС с этой суммы у него нет.
Кроме того, с 2025 года вводятся повышенные лимиты по УСН. Так, для перехода на «упрощенку» максимальная сумма доходов за 9 месяцев не должна превышать 337,5 млн. руб. вместо нынешних 112,5 млн. руб., средняя численность работников должна составлять не более 130 человек, остаточная стоимость основных средств не превышать 200 млн. руб., а предельный лимит годового дохода — 450 млн. руб.
Учитывая множество проблем, с которыми постоянно сталкивается аптечная розница, грядущие изменения, безусловно, окажут влияние на финансово-экономическое благополучие, особенно аптечных сетей, потребуют от них иначе взглянуть на многие аспекты собственной деятельности, внести коррективы в работу с фармпроизводителями и дистрибуторами.
Как советуют эксперты, работу эту надо начинать уже сегодня. В длящихся сделках, заключенных до 1 января 2025 года, но исполнение которых (отгрузка товара, выполнение услуг или работ) приходится на 2025 год, будущую ставку НДС необходимо дополнительно предъявлять покупателю к установленной ранее цене товара. Исключение составляют те сделки, которые заключены в рамках отношений, связанных с государственными или муниципальными закупками. Причем следует учитывать, что в соответствии с текущими нормами Закона №44-ФЗ возможность изменения государственными и муниципальными заказчиками цены контракта в связи с введением НДС при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта не предусмотрена.
Не допускаются также реализация и отпуск с учетом НДС лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, на которые производителями лекарственных препаратов не зарегистрирована предельная отпускная цена, а также реализация производителями лекарственных препаратов по ценам, превышающим зарегистрированные или перерегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные препараты.
Если сделки заключены в рамках отношений по защите прав потребителей, следует принимать во внимание, что если покупателю не предоставлена возможность получить в месте продажи информацию о товаре, включая его цену и относящийся к ней НДС, он вправе потребовать от продавца, если договор уже заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Таким образом, эксперты советуют разработать и подписать с контрагентами в срок до конца года дополнительные соглашения к договорам об увеличении суммы сделки на размер НДС. Более того, для создания финансовой «подушки безопасности» на случай непредвиденных обстоятельств аптечным организациям рекомендуют обратить внимание на вопросы ценообразования. Однако подъем наценки нужно делать заблаговременно и плавно.
Не менее важны вопросы оптимизации персонала. Речь идет прежде всего о привлечении наиболее подготовленных бухгалтеров, владеющих темой и имеющих опыт работы с НДС.
Вместе с тем эксперты в один голос предостерегают от соблазна «дробления» бизнеса с целью экономии на налогах. Как показывает практика, налоговые органы пристально следят за поведением участников рынка и такие случаи не оставляет без внимания, со всеми вытекающими из этого последствиями, в том числе судебными.
По материалам вебинара «Налоговая реформа для бизнеса: что надо успеть сделать до конца 2024 года?»
Источник:
Лисовский Павел Андреевич, управляющий партнер компании «Проектирование систем управления», кандидат экономических наук