20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Конкурентная среда должна быть обязательно регулируемой

Под модернизацией аптечной деятельности на современном этапе я понимаю приведение ее в соответствие с международными, профессиональными нормами, с правилами того, чем занималась фармация на протяжении столетий, а именно — дарить помощь, здоровье, а не превращаться в торговую точку, которая должна любым способом выживать.

Максимкина Елена Анатольевна
Заведующая кафедрой УЭФ Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, проф., д.фарм.н.

Я часто бываю на международных конференциях и вижу отношение к профессии фармацевта за рубежом и у нас в отечестве. И вижу все более углубляющуюся пропасть. Зарубежные коллеги получают удовлетворение от своей работы, поддержку, расширение статуса, они не борются за выживание, а нормально работают и зарабатывают. И у нас много профессионалов, которые болеют за свое дело. Если сравнить интерьеры аптек до переходного экономического периода и те, что есть сейчас, а также технологии, ассортимент, – это огромная разница. В плане интерьера мы находимся на высоком уровне. Меня волнует профессиональная сторона вопроса. Она и еще конкурентная среда нуждаются в модернизации.

В любом случае аптека должна быть чем-то средним между учреждением здравоохранения и торговым предприятием. В мире тоже ежегодно поднимается эта дискуссия. Несколько лет назад участники конференции в Базеле размышляли, что такое фармация – бизнес или охрана здоровья. Это и то и другое. С точки зрения экономики, в аптеке осуществляется продажа, чтобы зарабатывать, платить зарплату сотрудникам, развивать аптечный бизнес, повышать квалификацию, платить налоги. Дешевых лекарств не бывает, за них кто-то платит. Так в любом государстве. В экономике нет ничего бесплатного. Есть только продавцы и покупатели.

Но главное, не кто ты, а какой. Сейчас наших выпускников не устраивает, кто и какие они по статусу, по содержанию своей деятельности. От них хотят только одного: чтобы как можно быстро и больше продавали. А вот профессиональные качества – консультирование, поддержка, изучение побочных эффектов, а в мире на это сейчас много усилий направлено, – не развиваются. Понятие фармацевтической помощи не просто так появилось в 70-е годы прошлого века. Оно появилось потому, что лечебный процесс должен быть ответственным с точки зрения врача, фармацевта. Фармацевт – это самый доступный работник здравоохранения для пациента. Лечебный процесс многогранен. Его осуществляет и врач, и физиотерапевт, и медсестра, и фармацевт. Важно разделить, кто из них за что отвечает. Фармацевт отвечает за выдаваемые им препараты. Заметьте, потребитель получает не услугу. Дело в том, что мы не обслуживанием занимаемся, пациент сам не может выбрать препарат, он в любом случае должен довериться профессионалу. А мы от этого отстранились. Модернизация образовательных программ должна быть направлена на расширение роли фармацевтического работника, в первую очередь, на повышение его образования. Он должен уметь консультировать, отслеживать побочные эффекты, персонифицировать продажи. Но на это в условиях нашей конкуренции у него просто нет времени, ему надо бороться за выживание.

В этом году я своих интернов попросила написать эссе, почему они выбрали «Управление и экономику фармации». Мне отрадно, что значительная часть выпускников, а это 90%, пошли работать в аптеки. Их уже не удовлетворяет деятельность медицинских представителей, хотя там больше бонусов, социальных гарантий. Им хочется работать в аптеках, хотя не устраивает, что владельцами аптек являются люди не с фармацевтическим образованием. Не устраивает повышенная коммерциализация, навязывание покупок, неправильное обучение технологиям продаж.

Несмотря на сложное техническое сопровождение работы фармацевта, никто не заменит в аптеке работника. В Германии сообщество тоже недовольно роботизацией деятельности сотрудника аптеки. Лечат не только таблеткой, но и словом: как обслужили, как поддержали в момент продажи, на что обратили внимание. Консультационная поддержка во время продажи – обязательное условие на Западе.

В большинстве цивилизованных стран конкурентная среда регулируется. Это абсурд, что эта среда не должна регулироваться. И хотя сейчас мы идем к тому, чтобы был уведомительный характер лицензирования и др. послабления, нынешняя ситуация – это катастрофа для фармацевтической отрасли, особенно ее розничного сектора, потому что должно быть определенное число покупателей на одну аптеку для ее рентабельности при продаже ЛС. У лекарств замедленная оборачиваемость, большие затраты на хранение, особенно отдельных групп, т.е. высокие издержки. Государство, понимая это, дает определенные преференции доступа конкретному количеству субъектов на рынок. Еще в советские времена у нас существовали нормы по размещению аптек, когда приходилось определенное количество жителей на одну аптеку, учитывалось расстояние между ними (во Франции это условие есть). В Англии и Дании существует определенное число аптек, новое аптечное учреждение можно открыть только тогда, когда другое закроется, тем самым поддерживается количественный баланс. У нас же в некоторых регионах нет и 2000 жителей на одну аптеку. Это никак не может обеспечивать выживаемость аптекам. Международная практика показывает, чтобы аптеке выжить, требуется около 8000 жителей. Тогда и наценки на ЛС невысокие, и социальные программы можно реализовывать, ведь это достаточный уровень потребителей на одну точку для ее рентабельности.

У нас конкурентная среда должна быть обязательно регулируемой. Иначе мы все эти перекосы будем получать. В этом тоже нужна модернизация. Но мне с каждым годом все меньше в это верится.

Еще одно направление модернизации я вижу в консолидации профессиональных усилий. Каждая профессиональная организация живет сегодня сама по себе, выражает свои частные мнения и интересы и не имеет единого фронта, консолидированного мнения, которое переломило бы мнение политиков.

Я оцениваю их роль положительно, но считаю, что они недостаточно консолидированы, и не вижу, чтобы ассоциации осознавали это. Сейчас власть прислушивается только к мнению общественности, а не единиц.

Изменения в законодательстве, безусловно, тоже относятся к модернизации. Все, что касается изменений, затрагивающих саму аптечную деятельность, я рассматриваю негативно. Введение единого социального налога в размере 34% неподъемно при сегодняшней рентабельности для большинства аптек. Аптечным организациям, чтобы выжить, не останется ничего другого, как существенно увеличивать цены на лекарства. Все будут бороться до конца, никто не захочет закрыться, для многих это кусок хлеба, а найти работу становится с каждым годом все сложнее. В Москве много приезжих не только из российских регионов, но и из стран СНГ работают в аптеках. Все больше допусков выдается лицам, получившим образование в странах бывшего СССР. Они готовы работать за меньшие деньги, но где тогда найти работу нашим специалистам, которые хорошо говорят на русском языке, имеют более высокий уровень подготовки? Поэтому непонятно, чем руководствовались законодатели, когда разрабатывали меры по налогообложению. Понятно, что преференции получат организации социальной сферы, куда мы не вошли, потому что являемся предприятиями торговли. Но мы не можем бороться и за принадлежность к социальной сфере, иначе на нас наложат такие обременения, ограничат по ассортименту товарных групп, зарегулируют. Мы будем осуществлять сугубо социальные функции, но не сможем развиваться.

Или только существуем как социальная организация низкорентабельная, или платим налоги и… опять низко рентабельные. Боюсь, многие будут использовать схему серых зарплат. Бросок с 14 до 34% окажется колоссальной нагрузкой для аптек, не говоря уже о нагрузках со стороны Роспотребнадзора по чистке вентиляционных систем, соблюдению санрежима, пожарной охраны и др.

Я вообще-то оптимист, несмотря на картину больших сложностей, которую нарисовала. Я несколько десятилетий живу в фармации, которая после перестройки находится в постоянной борьбе. Я не сомневаюсь, что сообщество справится с этим. Нас ожидают два непростых года до выборов. Сфера фармации будет на первом плане, потому что все политики захотят показать себя в лучшем свете, а весь негатив свалить на аптечные организации. Выживать в этих условиях будет еще сложнее, но реально. Без фармации обойтись нельзя. На этом рынке работают профессионалы, своих коллег я люблю. Мой прогноз – только высокий профессионализм позволит выжить. Каждый день предстоит доказывать своим трудом право на то, что только профессионалы имеют право работать, причем в нормальных условиях. Надеюсь и на разум законодателей, которые будут обращаться к профессионалам отрасли по вопросам корректировки нормативно-правовой базы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban