Кто владеет информацией — тот владеет миром
Литвинова Татьяна
Заместитель генерального директора компании AlphaRM
И все это — на фоне невысокой динамики роста рынка.
В розничном же аптечном сегменте формируется «кризис доверия» между участниками товаропроводящей цепочки. Он вызван во многом ростом объемов маркетинговых контрактов, которые все сложнее становится исполнять. И, конечно же, отметим увеличение объемов онлайн-продаж (заказов через маркетплейсы, электронные площадки и т.д.), которые влияют на рентабельность продаж аптеки уже офлайн.
Но время перемен — это всегда время новых возможностей для тех, кто гибок и может быстро адаптироваться под новые реалии. А новые реалии — это онлайн-продажи и диджитал–продвижение ЛС, эффективные традиционные маркетинговые программы в аптечных сетях (эффективность которых замеряется в ежедневном формате), новые модели управления ассортиментной матрицей и т. д.
Чем помогут здесь профессиональные ассоциации и саморегулируемые организации (СРО)?
Среди основных задач этих организаций — представление и защита общих профессиональных интересов на фармацевтическом рынке. А интересы зависят от того, какую часть рынка представляет данная СРО.
Если рассматривать аптечный сегмент, то основные усилия сейчас направлены на следующее:
- решение сложностей, которые могут возникнуть у аптечных учреждений в связи с отменой ЕНВД;
- подготовку к внедрению маркировки ЛС;
- построение эффективной системы управления ассортиментом (включающей вопросы взаимодействия в рамках маркетинговых договоров).
Ассоциации производителей также в первую очередь интересуют вопросы внедрения маркировки (в частности, вопрос прозрачности данных). А еще — создание понятного и структурированного рынка ЛС в рамках ЕЭС, эффективность национального проекта "Здравоохранение". В рамках нацпроекта реализуется такая важная программа, как "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)". От того, насколько правильно и детально сформулированы требования к компонентам этой системы, будет зависеть дальнейшее развитие всей системы "Здравоохранение".
И вопрос, который интересует сейчас всех, — и аптеку, и производителя, и фармдистрибутора — это перерегистрация цен на препараты перечня ЖНВЛП.
Наш прогноз для фармрынка на следующий год оптимистичный: рынок будет расти. Драйвером роста, как и в этом году, будет выступать государственный сегмент. Нам предстоит пережить внедрение маркировки, дождаться принятия закона о доставке лекарственных средств, увидеть значительные приросты в сегменте online–бронирования ЛС.
Лекарственный рынок продолжит свое движение в диджитал и таргетированное продвижение. Продолжит осваивать работу с большими данными и искусственным интеллектом — ведь, как известно, "кто владеет информацией, тот владеет миром". А информации накапливается все больше и больше… Ну и главное — завершить перерегистрацию цен на ЖНВЛП.