18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Аптека // Правовая поддержка

Лицензирование и осуществление контроля оборота НС и ПВ

О полномочиях территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по городу Москве м Московской области.

Чеботарева Наталья Ивановна
Начальник отдела контроля обращения лекарственных средств Управления Росздравнадзора по городу Москве и Московской области

Полномочия территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) распространяются на лицензирование деятельности по обороту:

  • наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ), внесенных в Списки I, II, III;
  • прекурсоров, внесенных в табл. I Списка IV Перечня
  • и контроль переданных полномочий согласно нормативно–законодательной базе.

Лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ (1) и их прекурсоров (2), культивированию наркосодержащих растений показало, что в 2014–2015 гг. всего было 48 и 45 случаев соответственно; предоставление лицензии — 7 и 6, переоформление — 38 и 35, прекращение деятельности — 3 и 4 соответственно.

Переоформление лицензий проводилось в следующих случаях за отчетный период 2014–2015 гг.:

Переоформление

НС и ПВ

Прекурсоры

наименование организации

13

12

изменение адреса

14

17

виды работ и услуги

24

6

Количество юридических лиц, подконтрольных территориальному органу Росздравнадзора по г. Москве и Московской обл. увеличилось с 141 в 2014 г. до 147 — в 2015–м.

Лицензионный контроль распространялся в 2014 г. на 63 юридических лица (91 адрес) и в 2015 г. — на 56 (89) соответственно.

В 2014 г. было проведено 35 документарных контрольно–надзорных мероприятий и 22 выездных; в 2015 г. — 41 и 27 соответственно.

Стандартизация процесса имеет три критерия:

  • единый подход к оснащению оборудования;
  • создание локальной нормативной документации;
  • повышение квалификации медицинского персонала.

В результате контрольно-надзорных мероприятий в 2014 г. из 5 проверок было выявлено 2 нарушения; в 2015-м — соответственно 11 и 3.

Кодекс об административно-правовых нарушениях [КоАП РФ, гл. 19, ст. 19.20 "Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)"] гласит:

"1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

К НАРУШЕНИЯМ ОТНОСЯТСЯ:

  • осуществление оборота ЛП, внесенных в Список III без специального разрешения (лицензии) на тот или иной объект;
  • несоблюдение лицензиатом требований по порядку допуска лиц к работе с НС и ПВ (постановление Правительства РФ от 06.08.98 №892);
  • нарушение правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ (ПП РФ от 04.11.06 №644);
  • отсутствие повышения квалификации специалистов (ПП РФ от 22.12.11 №1085);
  • несоблюдение требований Инструкции по уничтожению НС и ПВ (приказ Минздрава РФ от 28.03.03 №127);
  • нарушение условий хранение НС и ПВ (приказ МЗ РФ от 23.08.10 №706н);
  • отсутствие лицензии на осуществление деятельности по обороту НС и ПВ по адресам осуществления амбулаторно-поликлинической помощи;
  • невыполнение назначения и выписывания НС и ПВ амбулаторным больным;
  • перенаправление онкобольных в медицинские организации, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ;
  • отсутствие договоров и соглашений, регулирующих передачу пациента из ведомственной мед. организации в поликлинику по месту жительства;
  • отсутствие локальных нормативно-правовых актов, регулирующих процесс обеспечения пациентов и выписку рецептов на НС и ПВ.

Исполнение предписания об устранении выявленных нарушений содержит:

  • отпуск физическим лицам наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации;
  • отпуск физическим лицам психотропных веществ, внесенных в Список III Перечня НС, ПВ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, по адресам осуществления амбулаторно-поликлинической деятельности.

К объективным факторам относится отсутствие систем управления качеством и недоведение оценки деятельности организации до сведения всех сотрудников. К субъективным — отсутствие ведущей роли руководства организации и отсутствие регулярной основы поддержания компетенции специалистов.

Методическая работа заключается в следующем:

  • информирование соискателей лицензий и лицензиатов по соблюдению лицензионного законодательства при проведении соответствующих проверок и контроля за устранением выявленных нарушений;
  • размещение информационных материалов на стендах и официальном сайте территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской обл.;
  • размещение на сайте результатов проверок;
  • организация процедуры еженедельного приема лицензиатов с участием заместителя руководителя по разъяснению нормативных требований соблюдения лицензионного законодательства.

По материалам секции в рамках XVII Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2015"

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Бесплатные лекарства для детей по рецепту врача

Должны ли бесплатно получать все лекарственные средства, назначенные врачом, дети до 3 лет и дети из многодетных семей до 6 лет в Московской области?

Безвозмездная передача медоборудования: условия договора

Путем заключения какого договора можно безвозмездно передать лекарственные препараты или медицинское оборудование, приобретенные за счет средств фонда ОМС, другому медицинскому учреждению?

Доставка лекарств: нужна ли фармацевтическая лицензия?

Розничная фармацевтическая организация имеет разрешение на дистанционную торговлю лекарственными препаратами. Для осуществления доставки медикаментов она привлекает другие компании. Необходимо ли таким транспортным предприятиям иметь лицензию на осуществление фармацевтической деятельности по розничной торговле лекпрепаратами?

Обязаны ли аптеки отвечать на запросы надзорных органов?

Аптечная организация получила запрос от Министерства государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, основанный на приказе ФАС России от 09.09.2020 г. №820/20, устанавливающем методику предельных оптовых и розничных наценок на ЖНВЛП. Запрос также поддерживается письмом ФАС от 25.04.2024 г. о размещении шаблонов в ФГИС ЕИАС. Может ли аптечная организация не предоставлять сведения и какие последствия ее ожидают в случае отказа подачи информации?

Проверки: что нужно знать аптекам?

Проверка аптечного учреждения — серьезное испытание для руководства и персонала даже если работа организована на высоком уровне. Руководитель аптек ГК «ЭРКАФАРМ» Вячеслав Глухов в рамках вебинара рассказал, как вести себя с проверяющими органами и как избежать различного вида наказаний при работе в аптеке.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг