Методика сдерживания роста цен дает обратный эффект
Ефимов Дмитрий
Генеральный директор АО "Нижфарм", старший вице–президент STADA по России, СНГ и странам Юго–Восточной Европы
Существующая методика, введенная как антикризисная мера в 2009 г., стала тормозом развития рынка и ограничивает доступность лекарственных препаратов для населения.
Мы, как и многие другие производители, ждем каких–то шагов от регулятора в разрешении этого вопроса. Тот уровень индексации, который предлагается методикой, недостаточен даже для того, чтобы сохранить уровень рублевой прибыльности, не то что прежней рентабельности.
У нас в портфеле уже есть примеры препаратов, реализацию которых мы были вынуждены прекратить. Это, например, "Эрмиталь", препарат производства Германии, текущая зарегистрированная цена на него не только не позволяет получать прибыль, но приносит убыток от каждой проданной упаковки. А это уже совсем не похоже на бизнес.
Происходит быстрое вымывание из аптек и препаратов нижнего ценового сегмента (до 50 руб.). В связи с этим средняя цена по рынку растет. И вот в чем парадокс: методика, которая направлена на сдерживание роста цен, функцию свою настолько перевыполняет, что дешевые препараты пропадают, и получается обратный эффект — ценовая доступность препаратов ограничивается.
Такая методика в сочетании с продолжающейся девальвацией национальной валюты может привести к очень печальным последствиям.
Как развиваться в условиях кризиса? У каждой компании — своя стратегия, в зависимости от профиля и ассортимента. Российским производителям, безусловно, поможет глубокая степень локализации. Мы видим правильные практические шаги в этом направлении со стороны Правительства и Минпромторга, но, чтобы увидеть реальные результаты этой работы, должно пройти 2–3 года.
У крупных компаний есть запас прочности для преодоления нынешних трудностей, нам такие времена переживать проще, более того всегда есть возможность увеличить свою долю за счет освободившихся ниш, в случае, если кто-то не справится и уйдет с рынка.
В нашей деятельности в 2015 г. событий было много, и в самых разных направлениях. Мы запустили новый участок по производству суппозиториев, подтверждая свои лидирующие позиции производителя данной лекарственной формы.
Вывели на рынок несколько новых продуктов, вышли на рынок офтальмологических препаратов, где стремимся занять лидирующие позиции в ближайшие пять лет. Больших приобретений в 2015 г. мы не делали, "переваривали" то, что купили годом ранее. Наши ожидания от покупки прав на бренд "Аквалор" оправдались в полной мере, сейчас "Аквалор" и "СНУП" — два наших бестселлера — вывели нас в лидеры сегмента препаратов для лечения насморка.
Мы продолжаем развивать и экспортные поставки. По данным RNC Pharma, более трети всего российского экспорта приходится на компанию "Нижфарм". Мы уверенно опережаем не только других производителей, но и дистрибуторов.
Мы растем быстрее наших коллег–конкурентов по ТОР–10. Это не может не радовать и подтверждает правильность выбранного нами курса развития.