Изменения вступили в силу с 9 февраля 2020 г.
1. Начнем с изменений в приказ Минздрава России от 14.01.19 №4н (ред. от 11.12.19) "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения":
- уточнены сроки действия рецептурного бланка (на льготные препараты) формы 148-1/у- 04 (л);
- добавлены реквизиты для этого бланка, которые изготавливаются с помощью компьютерных технологий;
- вернулось разрешение изготавливать такие бланки с помощью компьютерных технологий;
- уточнена возможность увеличения в два раза количества психотропных и наркотических лекарственных препаратов;
- уточнен порядок выписывания рецептов на лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету (ПКУ), на курс свыше 30 дней и до 60 дней;
- скорректирован список "рекомендованных сокращений" и уточнен порядок получения рецептурных бланков медицинских организаций.
Большинство медицинских организаций оформляют льготные рецепты при помощи информационных систем, распечатывают их и в аптеку они уже в итоге поступают изготовленными с помощью компьютерных технологий.
√ В льготный бланк для льготного рецепта добавились реквизиты
Если рецепт формы 148-1/у- 04 (л) изготавливается с помощью компьютерных технологий, то в реквизиты добавляется штрихкод. Он присваивается рецептурному бланку на уровне субъекта РФ. Добавился еще один вариант отпуска льготного препарата. То, к чему мы привыкли, это бесплатный или с 50-процентной скидкой. Теперь добавилось в бланк «иной % скидки». Остальные реквизиты остаются неизменными.
√ Уточнены сроки действия льготного рецепта
Стандартный срок — 30 дней, кроме тех рецептов, которые выписываются на препараты, подлежащие ПКУ. Если выписывается льготный рецепт на такие препараты, помимо льготного оформляется еще и рецепт на бланке формы 107/у- НП (Список 2) либо на 148, если это все остальные препараты. Последние действительны 15 дней. И вот на рецепт, который льготный (бланк 148-1/у-04 (л)) уточнен срок его действия —15 дней. Если речь идет о выписывании всех остальных лекарственных средств, не подлежащих ПКУ, для льготного отпуска, то стандартный срок действия — 30 дней, а если выписываются препараты для граждан, достигших пенсионного возраста, инвалидов 1-й группы, детей-инвалидов, граждан, страдающих хроническими заболеваниями, то срок действия рецепта — 90 дней. Увеличилось количество препаратов на курс лечения, которые можно выписывать для таких пациентов.
√ Нормы выписывания
В приказе №4н определяется предельное количество выписываемых наркотических и психотропных препаратов, которые могут быть выписаны на один рецепт. Пункт 16 приказа говорит, что количество назначенных лекарственных средств, включенных в перечень ПКУ, может быть увеличено с учетом клинических рекомендаций не более чем в два раза по сравнению с количеством, установленным приложением 1 к настоящему утвержденному Порядку. Это увеличение нужно соответствующим образом оформить за подписью врача и печатями.
Увеличил ли врач с учетом КИ количество препаратов или нет, аптечный работник проверять не должен. Важна только надпись "по специальному назначению", заверенная в установленном порядке.
√ Важные изменения касаются пункта 25
"Рецепты на производные барбитуровой кислоты, комбинированные препараты, содержащие кодеин (его соли), иные комбинированные ЛП, подлежащие ПКУ, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью в соответствии с основным фармакологическим действием, для лечения пациентов с хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до 60 дней. В случае, когда курс лечения составляет более 30 дней, дополнительно в рецептах должно быть указано "по специальному назначению", они заверяются подписью медработника и печатью медорганизации "Для рецептов".
Если же доктор превысил количество препарата, допустимого в рецепте, и, если не оформил соответствующим образом, — все это не является основанием для признания рецепта недействительным, значит аптечный работник отпускает препарат в предельно допустимом количестве. При этом, правда, он информирует руководителя медицинской организации о нарушении правил выписки рецепта.
2. Изменения в приказМинздрава России от 01.08.12 №54н (ред. от 11.12.19) "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления":
- изменен порядок заверения рецептов, оформленных на бланке формы 107/у- НП;
- введена возможность оформления рецептов на наркотические и психотропные препараты Списка 2 на дому;
- определен порядок выдачи рецептурных бланков для оформления рецептов на дому;
- уточнен порядок ведения журнала регистрации и учета рецептурных бланков;
- уточнен порядок хранения рецептурных бланков.
Раньше, если рецепт оформлялся первично, на нем никаких надписей "Первичный" не ставилось. Но, помимо подписи и личной печати врача, ставилась подпись руководителя с указанием его имени, отчества и фамилии, печать медицинской организации "Для рецептов".
При повторном назначении обязательно на рецепте стояла надпись "Повторно" и тогда подпись уполномоченного лица не требовалась. Но подписью врача и печатью рецепт по-прежнему заверялся. Сейчас, после внесения изменений, нет разделения на первичный и повторный рецепт. Теперь рецепты оформляются одинаково, заверяются подписью и печатью врача, назначившего препарат, ставится печать медорганизации "Для рецептов", но проставляется эта печать, что является принципиальным изменением для медорганизаций, тем лицом, которое уполномочено проставлять эти печати. А также необходимо поставить свою подпись с ее расшифровкой. Необязательно это должен быть сотрудник, занимающий административную должность. Это будет решать медорганизация.
В случае необходимости при оказании паллиативной медицинской помощи можно оформлять рецепт на дому. И доктор при этом должен взять с собой уже заверенный бланк с печатью "Для рецептов", со штампом медицинской организации. В медицинской организации в таком случае в журнале регистрации бланков рецептов делается соответствующая запись.
По поводу отпуска наркотических и психотропных препаратов Списка 2 напоминаем, что есть норма в приказе Минздрава России от 11.07.17 №403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", связанная с тем, что отпускаются подобные препараты при предъявлении удостоверения личности. Но получить препарат может не только указанный в рецепте пациент, но его законный представитель и имеющие законно оформленную доверенность в соответствии с законодательством РФ.
При отпуске психотропных и наркотических лекарственных препаратов Списка 2 и психотропных лекарственных средств Списка 3 выдается сигнатура — такой своего рода оправдательный документ для гражданина, что он на законных основаниях получил этот препарат. В сигнатуре способ приема препарата не указывается.
Как правильно оформить отпуск наркотических и психотропных препаратов?
По приказу №403н ставится отметка "Препарат отпущен". Обязательно должно быть указано наименование аптеки, ФИО индивидуального предпринимателя, торговое наименование, дозировка и количество отпущенного лекарственного препарата, реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, получившего препараты, ФИО фармацевтического работника, отпустившего препарат, его подпись, дата отпуска, круглая печать аптечной организации, в оттиске которой должно быть полностью идентифицировано полное наименование АО при отпуске таких препаратов Списка 2.
Если речь идет об отпуске других препаратов, все оформляется в соответствии с приказом №403н.
По материалам вебинара (организатор: "КатренСтиль")