27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Правовая поддержка

Наркотические препараты: как правильно выписать рецепт

О январских изменениях в приказах №4н и №54н (что нового вносится в бланки, отметки и рецепты на наркотические препараты) рассказала Лариса Гарбузова, к.фарм.н., доцент кафедры управления и экономики фармации СЗГМУ им. И.И. Мечникова, на своем вебинаре.

Изменения вступили в силу с 9 февраля 2020 г.

1. Начнем с изменений в приказ Минздрава России от 14.01.19 №4н (ред. от 11.12.19) "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения":

  • уточнены сроки действия рецептурного бланка (на льготные препараты) формы 148-1/у- 04 (л);
  • добавлены реквизиты для этого бланка, которые изготавливаются с помощью компьютерных технологий;
  • вернулось разрешение изготавливать такие бланки с помощью компьютерных технологий;
  • уточнена возможность увеличения в два раза количества психотропных и наркотических лекарственных препаратов;
  • уточнен порядок выписывания рецептов на лекарственные препараты, подлежащие предметно-количественному учету (ПКУ), на курс свыше 30 дней и до 60 дней;
  • скорректирован список "рекомендованных сокращений" и уточнен порядок получения рецептурных бланков медицинских организаций.

Большинство медицинских организаций оформляют льготные рецепты при помощи информационных систем, распечатывают их и в аптеку они уже в итоге поступают изготовленными с помощью компьютерных технологий.

√ В льготный бланк для льготного рецепта добавились реквизиты

Если рецепт формы 148-1/у- 04 (л) изготавливается с помощью компьютерных технологий, то в реквизиты добавляется штрихкод. Он присваивается рецептурному бланку на уровне субъекта РФ. Добавился еще один вариант отпуска льготного препарата. То, к чему мы привыкли, это бесплатный или с 50-процентной скидкой. Теперь добавилось в бланк «иной % скидки». Остальные реквизиты остаются неизменными.

√ Уточнены сроки действия льготного рецепта

Стандартный срок — 30 дней, кроме тех рецептов, которые выписываются на препараты, подлежащие ПКУ. Если выписывается льготный рецепт на такие препараты, помимо льготного оформляется еще и рецепт на бланке формы 107/у- НП (Список 2) либо на 148, если это все остальные препараты. Последние действительны 15 дней. И вот на рецепт, который льготный (бланк 148-1/у-04 (л)) уточнен срок его действия —15 дней. Если речь идет о выписывании всех остальных лекарственных средств, не подлежащих ПКУ, для льготного отпуска, то стандартный срок действия — 30 дней, а если выписываются препараты для граждан, достигших пенсионного возраста, инвалидов 1-й группы, детей-инвалидов, граждан, страдающих хроническими заболеваниями, то срок действия рецепта — 90 дней. Увеличилось количество препаратов на курс лечения, которые можно выписывать для таких пациентов.

√ Нормы выписывания

В приказе №4н определяется предельное количество выписываемых наркотических и психотропных препаратов, которые могут быть выписаны на один рецепт. Пункт 16 приказа говорит, что количество назначенных лекарственных средств, включенных в перечень ПКУ, может быть увеличено с учетом клинических рекомендаций не более чем в два раза по сравнению с количеством, установленным приложением 1 к настоящему утвержденному Порядку. Это увеличение нужно соответствующим образом оформить за подписью врача и печатями.

Увеличил ли врач с учетом КИ количество препаратов или нет, аптечный работник проверять не должен. Важна только надпись "по специальному назначению", заверенная в установленном порядке.

√ Важные изменения касаются пункта 25

"Рецепты на производные барбитуровой кислоты, комбинированные препараты, содержащие кодеин (его соли), иные комбинированные ЛП, подлежащие ПКУ, лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью в соответствии с основным фармакологическим действием, для лечения пациентов с хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения до 60 дней. В случае, когда курс лечения составляет более 30 дней, дополнительно в рецептах должно быть указано "по специальному назначению", они заверяются подписью медработника и печатью медорганизации "Для рецептов".

Если же доктор превысил количество препарата, допустимого в рецепте, и, если не оформил соответствующим образом, — все это не является основанием для признания рецепта недействительным, значит аптечный работник отпускает препарат в предельно допустимом количестве. При этом, правда, он информирует руководителя медицинской организации о нарушении правил выписки рецепта.

2. Изменения в приказМинздрава России от 01.08.12 №54н (ред. от 11.12.19) "Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления":

  • изменен порядок заверения рецептов, оформленных на бланке формы 107/у- НП;
  • введена возможность оформления рецептов на наркотические и психотропные препараты Списка 2 на дому;
  • определен порядок выдачи рецептурных бланков для оформления рецептов на дому;
  • уточнен порядок ведения журнала регистрации и учета рецептурных бланков;
  • уточнен порядок хранения рецептурных бланков.

Раньше, если рецепт оформлялся первично, на нем никаких надписей "Первичный" не ставилось. Но, помимо подписи и личной печати врача, ставилась подпись руководителя с указанием его имени, отчества и фамилии, печать медицинской организации "Для рецептов".

При повторном назначении обязательно на рецепте стояла надпись "Повторно" и тогда подпись уполномоченного лица не требовалась. Но подписью врача и печатью рецепт по-прежнему заверялся. Сейчас, после внесения изменений, нет разделения на первичный и повторный рецепт. Теперь рецепты оформляются одинаково, заверяются подписью и печатью врача, назначившего препарат, ставится печать медорганизации "Для рецептов", но проставляется эта печать, что является принципиальным изменением для медорганизаций, тем лицом, которое уполномочено проставлять эти печати. А также необходимо поставить свою подпись с ее расшифровкой. Необязательно это должен быть сотрудник, занимающий административную должность. Это будет решать медорганизация.

В случае необходимости при оказании паллиативной медицинской помощи можно оформлять рецепт на дому. И доктор при этом должен взять с собой уже заверенный бланк с печатью "Для рецептов", со штампом медицинской организации. В медицинской организации в таком случае в журнале регистрации бланков рецептов делается соответствующая запись.

По поводу отпуска наркотических и психотропных препаратов Списка 2 напоминаем, что есть норма в приказе Минздрава России от 11.07.17 №403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", связанная с тем, что отпускаются подобные препараты при предъявлении удостоверения личности. Но получить препарат может не только указанный в рецепте пациент, но его законный представитель и имеющие законно оформленную доверенность в соответствии с законодательством РФ.

При отпуске психотропных и наркотических лекарственных препаратов Списка 2 и психотропных лекарственных средств Списка 3 выдается сигнатура — такой своего рода оправдательный документ для гражданина, что он на законных основаниях получил этот препарат. В сигнатуре способ приема препарата не указывается.

Как правильно оформить отпуск наркотических и психотропных препаратов?

По приказу №403н ставится отметка "Препарат отпущен". Обязательно должно быть указано наименование аптеки, ФИО индивидуального предпринимателя, торговое наименование, дозировка и количество отпущенного лекарственного препарата, реквизиты документа, удостоверяющего личность лица, получившего препараты, ФИО фармацевтического работника, отпустившего препарат, его подпись, дата отпуска, круглая печать аптечной организации, в оттиске которой должно быть полностью идентифицировано полное наименование АО при отпуске таких препаратов Списка 2.

Если речь идет об отпуске других препаратов, все оформляется в соответствии с приказом №403н.

По материалам вебинара (организатор: "КатренСтиль")

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Нужны ли сертификаты для руководителей практики?

Согласно пункту 1 Типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. №435н, существует требование к педагогическим и научным работникам образовательных и научных организаций. Они должны обладать сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста. В связи с этим возникает вопрос: должен ли руководитель практики также обладать сертификатом или аккредитацией?

Обучение сотрудников: права и обязанности

Фармацевтическая компания обучает новых сотрудников рабочим профессиям, предоставляя оплаченное время обучения с условием, что после успешной сдачи квалификационного экзамена они смогут работать с полной заработной платой. В трудовой договор также включаются аналогичные условия при переводе на рабочую профессию. Поскольку эти должности имеют вредные условия труда, доплата начинает действовать с момента сдачи экзамена. Являются ли такие условия правильными?

Правовые вопросы обращения медизделий в аптеке

Медицинские изделия (МИ) играют важную роль в ассортименте аптек. Однако что именно представляют собой МИ и какие требования законодательства должны учитывать аптеки при работе с этой категорией товаров? На эти вопросы ответили юристы практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании «Пепеляев Групп».

Как использовать товарный знак в рекламе?

Контрагент запрашивает разрешение на использование товарного знака, принадлежащего ассоциации аптечных организаций, для рекламы своих товаров на TV с указанием, что такие товары доступны в аптеках членов ассоциации. Достаточно ли предоставить письмо-согласие или необходимо заключение лицензионного договора с правообладателем? Возможно, нужен договор рекламных услуг, поскольку реклама направлена не только на товары контрагента, но и на аптеки ассоциации?

Что относится к медицинским отходам?

В результате деятельности аптечной сети образуются отходы: автомобильные аккумуляторы, уличные вывески, мониторы, телефоны, кондиционеры, системные блоки и мебель из помещений аптек. Со специализированной организацией заключен договор на утилизацию медицинских отходов. Вопрос: являются ли такие виды отходов медицинскими? Нужно ли разрабатывать паспорта для их утилизации?

Специализированные
мероприятия