О необходимости правового регулирования взаимоотношений
В Государственной Думе 4 декабря состоялось рабочее совещание, организованное по обращению Национальной ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий (АПФ) в связи со сложившейся дискриминационной ситуации в отношении доступности отечественных лекарственных препаратов на аптечном рынке.
Участники мероприятия пришли к выводу о необходимости правового регулирования взаимоотношений между производителями лекарств и аптечными сетями.
По словам Президента АПФ, академика РАН Сергея Колесникова, в настоящее время доля иностранных производителей лекарственных препаратов в аптечном сегменте неизменно высока и составляет до 70% в стоимостном выражении. При этом нарастают риски вымывания доступных отечественных лекарственных средств: "Это происходит из–за отсутствия коммерческого интереса аптечных сетей к маломаржинальной отечественной продукции. Другим фактором риска является монополизация аптечного рынка (сегодня ТОР–20 сетей контролируют 42% рынка), которая ведет к дальнейшему росту конкуренции за аптечную полку, которую отечественный производитель не может выдержать".
С аналогичной оценкой ситуации выступил сопредседатель Всероссийского Союза пациентов Ян Власов: "Мы наблюдаем снижение доли доступных для пациентов препаратов в диапазонах 50–150 р. и 150–500 р. Одновременно растет доля препаратов стоимостью выше 500 р., система аптечных продаж продолжает развиваться в сторону препаратов высоких ценовых сегментов, преимущественно представленных импортными препаратами, что абсолютно недопустимо".
По словам эксперта, "сотрудники аптечных сетей замотивированы на продажи только высокодоходного импортного товара, в связи с чем важно ввести обязательное информирование фармацевтами покупателей о взаимозаменяемых лекарственных препаратах российского производства".
Президент АПФ Сергей Колесников подчеркнул, что аптечные сети фактически навязывают отечественному производителю невыполнимые условия заведения лекарственных препаратов в ассортимент: "Так, например, производитель вынужден оплачивать бонусы от 30 до 60% от собственного товарооборота в данной сети. Стоимость разовых маркетинговых акций по одному наименованию достигает 6–8 млн рублей. Отсрочка оплаты поставляемых в аптечные сети лекарственных препаратов часто превышает 180 дней и продолжает постоянно увеличиваться, что ведет к необоснованной долговой нагрузке на производителей, вынужденных компенсировать нехватку собственных средств банковскими кредитами".
В заключение президент АПФ подчеркнул приоритетную значимость создания адекватных условий для доступа на аптечный рынок качественных и доступных лекарств отечественного производителя с учетом задач государственной социально-экономической политики в сфере противодействия угрозам национальной безопасности, поставленных Президентом РФ и Правительством РФ.
"Проблематика понятна. Комитет по охране здоровья с начала года детально занимается вопросами доступности лекарственного обеспечения населения", — сообщил Председатель комитета ГД по охране здоровья Дмитрий Морозов.
Участвующие в заседании представители парламентских фракций поддержали предложение Президента АПФ Сергея Колесникова, и приняли решение о необходимости разработки изменений в законодательство, направленных на совершенствование правового регулирования взаимоотношений между производителями и аптечными сетями.
В совещании приняли участие вице–спикер Госдумы, руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Сергей Неверов, председатель комитета Госдумы по охране здоровья, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Дмитрий Морозов, вице–спикер Госдумы, член фракции "Справедливая Россия" Ольга Епифанова, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов, а также эксперты и специалисты отрасли.
Источник: gmpnews.ru