Одна лодка для врачей и пациентов
О защите прав пациентов как элементе системы управления рисками медицинского бизнеса шла речь на форуме в Санкт–Петербурге "Медицинский и фармацевтический бизнес", организатором которого выступило "Ведомости" .
Алексей Горяинов, к.м.н., адвокат, советник специализированной юридической компании "Росмедконсалтинг", уверен, что, безусловно, защита прав пациентов выгодна медицинскому и фармацевтическому бизнесу.
"Базовое право пациента на медпомощь, — напомнил адвокат, — дает доступ частному капиталу на рынок платных медуслуг, а оказание медпомощи надлежащего качества снижает риски для медицинского бизнеса".
Примером противостояния врачей и пациентов стало дело гематолога Елены Мисюриной, когда общество разделилось на два лагеря, а врачи к тому же предложили сформировать преграды (в виде документов) между врачом и пациентом. "Все это разобщает врачебное общество и пациентов и не способствует управлению рисками", — считает А. Горяинов. Он напомнил, что игнорирование медицинским бизнесом защиты прав пациентов и неумение медперсонала решать конфликты в досудебном порядке ведут к репутационным, коммерческим и управленческим рискам. "Популярным во врачебном сообществе стало понятие пациентского экстремизма и необходимости защищать интересы медорганизации, противопоставляя их интересам пациента, в то время как защита прав пациентов — основа управления рисками самой медорганизации", — уверен адвокат.
А. Горяинов сомневается, что политика регуляторов (в т.ч. Росздравнадзора, взявшего курс на рискориентированный подход, который опирается на стандарты и порядки) в области здравоохранения по защите прав пациентов способствует интересам пациентов и медицинского бизнеса.
Несоответствие подконтрольного объема стандартам и порядкам — это дополнительные баллы для повышения риска медицинской организации. Адвокат напомнил, что соответствовать всем стандартам и порядкам в наших условиях практически невозможно, а это означает, что административная нагрузка не только не уменьшится, но и вероятнее всего вырастет. И все больше медицинских организаций попадет тогда в группу высокого риска по числу проводимых проверок.
Тема управления рисками становится все более актуальной, так как количество сообщений в Следственный комитет РФ о преступлениях в отношении медицинских работников увеличилось в три раза (с 2100 сообщений в 2012 г. до 6050 — в 2017 г.). Также возросло количество проводимых судебно-медицинских экспертиз (СМЭ) по медицинским делам. В более, чем 65% СМЭ по уголовным делам устанавливаются дефекты оказания медицинской помощи и в более, чем 73% СМЭ — по гражданским делам.
В качестве примера А. Горяинов привел дело из собственной практики, когда пациентка предъявила иск в размере 10 млн руб. врачу, проводившему УЗИ-диагностику и не заметившему, по ее убеждению, порок развития плода, что привело к рождению больного ребенка. "Всего лишь из–за одного УЗИ клиника получила огромный иск от пациентки. Во время суда сторона истца привела больного ребенка в суд, все в слезах… У судьи сразу сформировалось крайне негативное отношение к медицинской организации. В таких случаях сложно доказать, что это не вина врача, а результат множества факторов, в том числе генетических", — рассказал адвокат. И таких примеров множество. В целом, компенсация морального вреда пациентам в 2014 г. составила 15 млн руб., в 2016 г. — рекордные 18 млн руб.
Что делать врачам и медицинским организациям? Алексей Горяинов уверен, что надо полагаться на собственные силы и ни в коем случае не противопоставлять интересы медицинской организации интересам пациентов, внедрять системы управления рисками в медорганизации и обучать персонал управлению рисками.