23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здоровье

Первый раз — в первый класс!

Школа — непростой период в жизни маленького человека, особенно если ребенок не приучен к общению со сверстниками: не гулял на детской площадке, не ходил в детский сад и не посещал подготовительные курсы к школе. Родители должны помочь будущему ученику максимально адаптироваться ко всем переменам, связанным с обучением – насколько интересным, настолько и непростым.

Почему ребенку необходима предварительная подготовка? Потому что она облегчит общеобразовательный процесс и ускорит привыкание к новому этапу, который, несмотря на сильное желание сына или дочери поскорее пойти в первый класс, в большинстве случаев бывает связан с нервным или физическим напряжением.

Родители должны знать, что готовность ребенка к школе определяется физиологическими, психологическими, познавательными факторами. Если упустить из виду хотя бы один, могут возникнуть сложности, связанные с обучением и взаимоотношениями со сверстниками.

Первоклассник, ты готов к нагрузкам?

Наиболее сложной для сегодняшнего первоклашки является формирование новой привычки — готовность выдерживать уроки. Как известно, длительность каждого — 45 минут. Важно учитывать, что ребенок должен быть физически здоров для успешного усвоения общеобразовательной программы. При отклонениях в физическом и психическом развитии требуется определить школьника в специальную школу, где обучение проходит по щадящим методикам.

Чтобы здоровье первоклассника не подвергалось нагрузке, его заранее необходимо научить, как правильно сидеть за столом и держать осанку. Кроме того, должна быть развита мелкая моторика и координация движений. Ребенок должен быть знаком с предметами письма и знать, в какой руке держать ручку и карандаш.

Моральный аспект

Под этим фактором подразумевают психологический уровень подготовки к учебе в школе, который состоит из логичных и важных показателей психического развития для успешного познания школьной программы ребенком.

В понятии моральной подготовленности превалирует качество первоклассника, определяющее его готовность участвовать в обучении, его отношение к школе, педагогам и к себе, как к части единого целого с учебным заведением.

Побуждением ребенка к обучению в школе считается не комплект обязательных предметов (форма, нарядный ранец, яркие карандаши и фломастеры, тетради и др.), а желание познавать мир, готовность к приобретению новых полезных познаний. Т.е. мотивация должна быть осознана им лично.

Как определяется степень готовности к школе

Как сложится судьба ребенка в школе, во многом зависит от родителей. Им важно не забывать, что школа — начальный этап во взрослую жизнь.

Что из этого следует?

  • Воспитание в ребенке дисциплинированности, усидчивости, ответственности, силы воли и др.

Если выработать эти черты характера у первоклассника, ему понравится учиться. Как говорил А.В. Суворов своим солдатам: "Тяжело в учении — легко в бою". В данной ситуации смысл остается таким же: если ребенок совершит ошибку, он будет стараться ее преодолеть. От этого повышается уверенность в своих силах. Вырабатывается твердость характера, он меньше поддается эмоциям. Задача родителей объяснить, что важно довести дело до конца самостоятельно, оказать поддержку, но не делать уроки за ребенка.

  • Развитие интеллекта предполагает, что, поступая в первый класс, ребенок обладает внимательностью, умеет анализировать и рассуждать, отвечать на поставленные вопросы и проверять себя. Чтобы заложить в малыше такую базу, нужно читать ему книги и пробудить интерес к чтению.

Однако мало обладать возрастными знаниями, важно уметь ими пользоваться, понимать и мыслить.

  • Общение со сверстниками: находить с ними общий язык, уметь общаться. Также нахождение в школьной среде обязывает быть ее частью и исполнять роль ученика.

В этом случае родители тоже должны быть посредниками между школой и ребенком. Для формирования у первоклассника положительного представления об учебном заведении необходимо рассказать о школе понятным языком, отвечать на вопросы ребенка и тем самым вовлечь в учебный процесс.

Не менее полезно рассказать об отношении к учителям, одноклассникам, научить дружить. Все это поможет легче адаптироваться в непривычной среде.

Багаж знаний перед школой

Этот факт подразумевает, что будущий ученик в 6-7 лет должен быть в определенной мере подготовлен к школе, потому при поступлении в начальную школу проводится собеседование и отбор. Пройдемся в алфавитном порядке.

Восприятие мира

  • Знание основных цветов, различных животных, растений, овощей, фруктов и пр.
  • Знакомство с временами года и явлениями природы.
  • Умение правильно называть свои личные данные: фамилию, имя и отчество, имена родителей и место их работы, свой город, домашний адрес.

Выполнение легких заданий

  • Научиться держать в руке ручку, карандаш, кисточку и чувствовать силу нажима при их использовании.
  • "Рисовать" в раскрасках, не нарушая контурные линии.
  • Делать аппликации и аккуратно их вырезать ножницами.

Подготовка к школе

Математика

  • Знакомство с цифрами от 0 до 10.
  • Умение считать от 1 до 10 и обратно.
  • Знание "плюса", "минуса", "равенства". Их написание и значение.
  • Разделение круга, квадрата на две и четыре части.
  • Способность ориентироваться в пространстве и на бумаге.

Развитое внимание

  • Выполнять какое–то задание, не отвлекаясь на посторонние звуки и мысли в течение 20 минут.
  • Видеть сходство и разницу между различными объектами и т.д.
  • Делать работу по образцу.
  • Проявлять скорость реакции в игровой форме.

Развитие памяти

  • Способность удерживать в голове не меньше 10 изображений.
  • Воспроизведение стихов, поговорок, коротких рассказов наизусть и т.д.
  • Вольный пересказ текста из 4-5 предложений.

Русский язык

  • Знание алфавита: правильно произносить гласные и согласные звуки. Быть знакомым с твердым и мягким знаками, а также буквами й и ё.
  • Умение читать по слогам.

Умственное развитие

  • Знать, как завершить предложение (например, "Котлета горячая, а сок …").
  • Уметь выделить лишнее слово из ряда слов одной группы (например, диван, табуретка, шкаф, кеды).
  • Научиться не запутаться в развитии событий и четко понимать, что — сначала, а что — после.
  • Находить несоответствия в рисунках и в тексте.
  • Собирать самостоятельно пазлы.
  • Конструировать из бумаги лодочку, самолет. Можно в компании родителей.

Памятка для родителей

У тех мам и пап, кто впервые собирает ребенка в школу, обычно возникает много вопросов. Как сделать удобным место для выполнения домашних заданий? Как выбрать подходящую обувь? Как тренировать мелкую моторику?

Памятка родителям

Прежде чем будущий ученик окажется на школьной линейке, он должен обязательно пройти медицинскую диспансеризацию в поликлинике или на дне открытых дверей в одной из детских больниц.

У ребенка должен быть четкий распорядок дня. Нужно его красиво оформить и повесить над рабочим места школьника.

Педиатры рекомендуют придерживаться следующего ритма жизни:

  • пробуждение — в 7:15;
  • зарядка, туалет, водные процедуры — 7:15-7:45;
  • завтрак — до 8:00;
  • путь в школу — с 8:00 до 8:15 (родителям нужно определить ребенка в школу рядом с домом хотя бы во время обучения в начальных классах);
  • уроки — с 8:30 до 12:15;
  • возвращение домой (возможна продленка до 16:00) — 12:15-12:30;
  • время на обед — с 12:30 до 13:00;
  • дневной отдых — с 13:00 до 14:00;
  • прогулка/игры на улице — с 14:00 до 16:00;
  • выполнение домашних заданий — 16:00-17:00;
  • вечерняя прогулка — с 17:00 до 18:00;
  • посильная помощь по дому в течение 15 мин.;
  • ужин — с 18:45 до 19:15;
  • может заняться своими делами (чтение, рисование и т.д.) — до 20:15;
  • нужно подготовиться ко сну (умыться, принять теплый душ) — с 20:15 до 20:30;
  • отход ко сну — в 20:30.

Режим дня

Ребенок должен любить физкультуру/зарядку. Пробудите в нем интерес личным примером или запишите на спортивные занятия в младшую группу с тренером. Если малыш часто болеет и долго восстанавливается, возможно, есть смысл определить его в школу на год позже. В данном случае не помешает консультация лечащего врача.

У вашего малыша должна быть хорошо развита и осмыслена речь. Для общего развития будут полезны упражнения на выполнения некоторых действий: "Пойди в свою комнату, возьми плюшевого мишку, отнеси в гостиную, положи его на диван и возвращайся ко мне на кухню". Сначала пусть ребенок повторит задание, а потом приступает к выполнению.

Чтобы обучение давалось школьнику с легкостью, ему потребуется навык параллельно смотреть на учителя, пишущего на доске и воспроизводить это в своей тетради. Для развития этих способностей ребенок должен уметь срисовывать геометрические фигуры или простые рисунки и иметь навыки конструирования (с конкретного примера).

Перед началом школьной жизни ребенку нужно привить позитивное представление о школе и педагогах. Это имеет большое значение.

У начинающего школьника сформируется стойкое желание пойти в школу не только по той причине, что он повзрослеет. Ученик должен понимать, что идет в школу за необходимыми знаниями и помогать в их усвоении будут хорошие учителя — профессионалы своего дела.

Выбор рюкзака

Необходимо тщательно подойти к выбору рюкзака. А именно учесть следующие параметры: размер, вес, форму, конфигурацию, удобность посадки по спине, долговечность и экологичность материала. Выбирайте модель, с которой ребенку будет наиболее удобно.

Выбираем рюкзак

Для этого есть другие критерии выбора: рост и возраст ученика, а также рюкзак должен быть оснащен широкими регулируемыми лямками, чтобы не нарушить кровообращение и не передавить нервы в шейно-плечевом отделе. 

Для сохранения правильной осанки при выборе рюкзака выбирайте модель с ремнями на талии и плотным прилеганием конструкции к спине на расстоянии 10 см от поясницы. Следите за осанкой сына или дочери.

Требования к обуви

Кожаная обувь, в которой малыш будет посещать школу, должна быть на устойчивом каблуке не выше 2 см с крепкой пяткой. Спортивная обувь (кеды, кроссовки) стоит рассматривать для занятий физкультурой или прогулок.

Место для учебы

В детской комнате или в другом жилом помещении необходимо обустроить место для учебы. Это стул и стол, подходящие физическому развитию учащегося. Высота стула должна соответствовать длине голени ребенка. Желательно приобрести стул с округлым выступом на уровне поясницы. Это снизит нагрузку. В противном случае можно приспособить мягкий валик не более 5-10 см в диаметре.

Обустройство места для учебы

Иногда родители приобретают мебель на вырост (в частности, высокий стул). В данной ситуации ноги лучше ставить на маленькую скамеечку.

Следите, чтобы ребенок сидел правильно — опирался на спинку стула. В таком случае позвоночник будет меньше уставать. Глубина стула в идеале — не более ¾ длины бедер.

Немаловажный аспект: когда основание стула соприкасается с внутренней частью колен, это нарушает кровообращение ног.

Лучше, чтобы сиденье стула было не очень мягким. А край стола должен располагаться так, чтобы амплитуда между глазами сидящего ребенка до стола составляла 30 см, расстояние между грудью и столом — 2 см.

Для удобства пригодится специальная подставка для учебников. Она позволит сохранять книги на нужной высоте под удобным наклоном так, чтобы голова находилась на одной прямой с телом.

На столе установите настольную лампу. Критерии выбора: хорошее освещение рабочей площади, спокойный и не резкий свет.

Когнитивные навыки не помешают

Перед школой можно определить ребенка на занятия по специальной подготовке к школе. Там будущий ученик получит все необходимые навыки и знания. Он научится общаться в коллективе сверстников, привыкнет сидеть на уроке в течение определенного времени. В итоге ему будет проще учиться в первом классе.

Если родители не являются сторонниками специальной подготовки, а будут готовить ребенка к школе самостоятельно, то курс дошкольной программы желательно проводить в игровой форме. От такого обучения ребенок получит больше удовольствия и будет лучше усваивать информацию.

Привейте ребенку до школы манеру быть самостоятельным:

  • правильно одеваться,
  • умываться и чистить зубы,
  • обуваться и завязывать шнурки или застегивать молнию,
  • складывать в портфель учебники, тетради и пенал, вести школьный дневник.

Объясните, как необходимо общаться с одноклассниками, что нельзя драться и ругаться.

Научите малыша решать детские ссоры, никого не обижая.

Привейте первокласснику азы вежливости и правила поведения на уроках, во время перемены.

Понятно, что это лишь малая часть познаний, которые может получить будущий ученик до школы. Если вы видите, что ему рано начинать обучение, то отложите поступление в первый класс на год. Пожалуй, главное, что ребенок должен знать и чувствовать — это то, что у него есть помощь и поддержка в лице родителей. Тогда у малыша все получится.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи рубрики здоровье:
Питание и стиль жизни для здоровья суставов

Суставные патологии опорно-двигательного аппарата серьезно влияют на качество нашей жизни. Грамотный системный подход помогает профилактике заболеваний и сохранению активного образа жизни на долгие годы. Ольга Борисовна Чижевская, Исполнительный директор Ассоциации медицинских центров и врачей «Лига подиатрии», глава компании «Подиатр», эксперт новозеландского бренда «Формтотикс».

Cвязь герпеса с другими заболеваниями

Будучи иммунозависимой болезнью, герпетическая инфекция накладывает свой отпечаток на другие заболевания, серьезно ухудшая качество жизни человека. Поэтому врачи всех специальностей должны подумать о герпес-вирусной инфекции, когда сталкиваются с различными ее симптомами.

Уровень заболеваемости ОРВИ: что ожидать в этом сезоне?

Конец лета и начало осени традиционно характеризуются подъемом заболеваемости ОРВИ. Несмотря на то, что ежегодно повторяется многолетний сценарий, у каждого эпидемиологического сезона есть свои отличия от предыдущих лет. Всех волнует главный вопрос: как поведет себя недавно выявленный штамм коронавируса ХЕС и стоит ли ждать сюрпризов от уже знакомого вируса гриппа?

Уменьшение коры мозга после коронавирусной инфекции

Ю.Е. Нестеровский, доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики им. академика Л.О. Бадаляна РНИМУ им. Н.И. Пирогова, рассказал, что коронавирусная инфекция может негативно влиять на клетки головного мозга, повреждая нейроны и эндотелий капилляров, что ухудшает метаболические процессы в нервной ткани.

Будущее за жидкими пробиотиками

Микробиота (микрофлора, устаревший термин) человека  это качественное и количественное соотношение различных микроорганизмов отдельных органов и систем, поддерживающих биохимическое, метаболическое и иммунологическое равновесие нашего организма, необходимое для сохранения здоровья. 

Специализированные
мероприятия