19.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
19.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Почему пострадала скорая помощь?

Врачи пережили 2020–й год тяжело, как и вся страна. На медиков пришелся первый удар "стихии" — где–то от самой пандемии, где–то от нерешенных организационных моментов... Почему этот удар оказался столь разрушительным?

Беляков Дмитрий
Председатель независимого профсоюза фельдшеров скорой помощи "Фельдшер.ру"

Ответ прост: у нас, по сути, нет системы здравоохранения. Каждая медицинская организация крутится вокруг своих правил, которые ей устанавливает страховая компания. И когда началась пандемия, каждый заметался в разные стороны, ища поддержки то у своей страховой компании, то у регулятора. Но, к сожалению, не всегда находил ее.

Так произошло и со скорой помощью, на которую пришелся основной удар. Встал вопрос об остром недостатке СИЗ. При Советском Союзе были специальные склады на случай вот таких ситуаций. Там были и защитные костюмы, и необходимые медикаменты - все, что необходимо, вплоть до противогазов. А в этом году запасов уже не оказалось.

В результате даже те руководители, которые пытались что–то сделать для своих сотрудников, не находили того, что нужно. А то, что им предлагалось, было достаточно дорого: ведь сразу же взвинтили цены и оказалось сложно что–либо купить. Поскольку средства выделяются не государством, а страховой компанией. Которая, к сожалению, лишь отнимает силы у экстренной медицинской помощи.

Страховщики штрафуют скорую за все — вплоть до почерка. Они устанавливают правила игры, потом сами их меняют, дополняют... 30% того, что мы сейчас пишем, — это статистика, которую медик вести не должен. А мы переписываем и паспорт, и полис, и место жительства. Есть даже графа "место работы", которую в некоторых регионах уже требуют заполнять.

Оставшееся время требуется на то, чтобы полечить больного, предварительно спросив у него информированное согласие и объяснив все то, что будем делать. Простите, но в какие рамки это лезет?

Если человек в сознании, даже в крайне тяжелом состоянии, мы обязаны вначале ему рассказать о планируемом лечении и взять с него подпись о согласии. Не погибнет ли больной за это время?

Такое ощущение, что жизнь пациента менее важна, чем оформление бумаг...

Конечно, врач прежде всего выполняет свой долг. А среди тех, кто проверяет медкарты, 80% никогда в жизни не работали на скорой помощи. И проверяют они по формальным показателям. Ощущение такое, что есть четкая тенденция: наказать, чтобы сэкономить.

Все, что мы видим на вызове, мы должны записать в статистику. И если поставишь неправильный код заболевания, то... будет штраф! Если ты диагностировал посттравматическую эпилепсию, а потом выяснилось, что эта эпилепсия алкогольная — уже за это могут оштрафовать. Ведь здесь две разные кодировки.

Мы переписываем даже данные медицинских полисов. Если у больного или пострадавшего такого документа нет — например, он бездомный или гастарбайтер, то карта вызова не войдет в оплату (средства будут сняты с общей суммы, которая перечисляется скорой помощи). Оплачивают лишь те вызовы, по которым можно найти в компьютерной базе страховой полис.

Так же со стационарами... Говорят, иногда часть вызовов к пациентам без полиса. оплачивает региональный или муниципальный бюджет. Но именно часть — определенный небольшой процент.

У меня помимо медицинского образования также высшее экономическое (учился еще в советскую эпоху в Плехановском институте). Как экономист, могу рассчитать, что активно получать деньги за счет скорой помощи, к сожалению, выгодно и очень комфортно. Отсюда и стимулирование непрофильных вызовов, и другие проблемы.

Скорая помощь должна снабжаться государством. Все разговоры о том, что она должна приносить пользу, т.е. прибыль (так, как требуют сейчас) — в корне неправильны. Такого быть не должно. "Скорая" как армия — ее нужно содержать.
Сэкономить можно, но только не за счет здоровья и жизни врачей и пациентов. А путем правильной организации: если больной вовремя попал на прием в поликлинике и вовремя получил необходимую помощь, это предупредит прогрессирование болезни. А значит отпадет и необходимость вызова "03". А сейчас ситуация обратная: первичная, поликлиническая помощь фактически разрушена. И люди уже не знают, куда обратиться.

Сейчас поднимается вопрос о единой тарифной системе для медицинских работников. Проблема требует решения: сейчас у врачей скорой помощи в регионах зарплата - около 9 тыс. руб. (без учета соответствующих надбавок 2020 г.). А в столице — 80 тыс., но человек работает на износ. Нагрузки несоизмеримы. В результате некому работать в регионах и жуткая текучка в Москве. От 20 до 40 процентов бригад выходят на линию в неполном составе — только один врач или фельдшер.

Нужно задуматься о состоянии экстренной медицинской помощи...

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban