АПТЕКА С ПАНДУСОМ
Важный вопрос, который неоднократно поднимался на различных уровнях, — обеспечение инвалидов пандусами. В качестве примера судебного решения можно привести постановление №18АП-5505/2012 от 20.07.12 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Суд сделал следующие выводы: «Аптечное предприятие, являясь объектом социальной инфраструктуры, осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии, к лицензионным требованиям которой относится, в том числе, обеспечение возможности входа (выхода) в здание аптек людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата... Отсутствие возможности сооружения пандуса по техническим причинам не освобождает общество от выполнения предусмотренной для него обязанности. Выбор помещения, соответствующего всем необходимым требованиям к конкретному виду деятельности, находится в сфере деятельности самого общества».
По мнению суда, даже если по техническим причинам невозможно установить пандус, аптечная организация не соответствует лицензионным требованиям и обязана сменить помещение. С таким решением сложно согласиться. Оно, считают в юридической службе ААУ «СоюзФарма», не соответствует действующему законодательству.
В Федеральном законе от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» записано: «Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации». Поэтому возложение судом ответственности на юридическое лицо в данном случае несколько опрометчиво.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, сказано в ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ. И такие согласования в некоторых аптечных организациях имеются.
Но в целом это проблему не решает. Например, в Астрахани практически все дома жилого и нежилого фонда не приспособлены для установки пандусов. Но суды часто не обращают на это внимания. И ссылаются на СНиП 35-01-2001. Однако СНиП предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. А потому, убеждены в юридической службе ААУ «СоюзФарма», он не распространяется на здания и сооружения, уже построенные и не находящиеся в стадии реконструкции.
ПЕРИПЕТИИ С МАРГАНЦОВКОЙ
Перманганат калия (концентрации 45% или более) как прекурсор1 включен в Табл. III Списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.98 №681. А в соответствии с п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств2 лекарственные средства, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры и включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача3, подлежат отпуску аптечными учреждениями в количестве не более двух упаковок потребителю. Перманганат калия был включен в этот перечень. Следовательно, согласно норме п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств лекарственные препараты в виде порошка перманганата калия, а также в виде растворов (концентрацией 45% и выше) подлежат отпуску аптечными учреждениями в количестве не более двух упаковок потребителю.
Вопрос о том, как отпускать перманганат калия, возник у аптечных организаций после отмены с 16 октября 2011 г. Перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача4. В Минздравсоцразвития России тогда пояснили, что никаких перечней отныне не будет, а сведения о том, рецептурный это препарат или нет, должны содержаться в прилагаемой к нему инструкции.
Решение министерства отменить перечень безрецептурных препаратов вызвало неоднозначную оценку. Ведь приказ №578 был основным инструментом контролирующих органов при проверках в аптеках, на нем базировалась и судебная практика.
В своем ответе в адрес ААУ «СоюзФарма» от 01.08.12 Минздрав России ссылается на упомянутый п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств. Другими словами, из ответа следует, что перманганат калия отпускается аптечными учреждениями в соответствии с инструкцией, которая не требует рецепта, в количестве не более двух упаковок одному потребителю.
Юридическая служба ААУ «СоюзФарма» провела изучение данного вопроса и заняла более жесткую позицию: перманганат калия должен отпускаться по рецепту формы №148-1/у-88. Согласно п. 10 Инструкции по заполнению формы №148-1/у-88 «Рецептурный бланк»5 на рецептурном бланке выписываются психотропные вещества Списка III Перечня; иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, анаболические стероиды. Перманганат калия обладает этими признаками: он подлежит предметно-количественному учету и относится к прекурсорам. Рецепт позволил бы аптекам избежать возможных недоразумений с контролирующими органами.
Кроме того, в уже упомянутом письме Минздрава России в адрес ААУ «СоюзФарма» также сообщалось, что в настоящее время разрабатываются поправки в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», в т.ч. и перечень препаратов, подлежащих предметно-количественному учету. По всей видимости, перманганат калия будет включен в этот перечень, и вопрос его отпуска будет решен.
ЛЬГОТЫ ДЛЯ ВСЕХ СОТРУДНИКОВ АПТЕК
Возникают сложности и с уплатой страховых взносов. В течение переходного периода (2011–2027 гг.) применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности6.
Однако появилось письмо Минздравсоцразвития России, которое несколько иначе трактовало эту норму закона: за лиц, не имеющих фармацевтического образования, аптечные организации и ИП, уплачивающие ЕНВД, должны уплачивать страховые взносы без льгот. Юридическая служба ААУ «СоюзФарма» считает такое толкование норм закона ошибочным.
Во многих регионах при проведении камеральных проверок государственные социальные внебюджетные фонды выявляли «недоплаты», руководствуясь письмом Минздравсоцразвития России, и налагали штрафы. На сегодняшний день существует уже порядка десяти положительных для аптек решений арбитражных судов на сей счет в разных регионах: Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Архангельской обл., Республике Марий Эл и др.
В спорах по поводу уплаты страховых взносов суды часто становятся на сторону аптечных организаций. Поэтому не нужно бояться отстаивать свои права.
---------------
1 С 2007 г. термин применяется для обозначения веществ, связанных с производством наркотических («прекурсоры наркотических средств»), сильнодействующих или взрывчатых веществ.
2Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 (в ред. от 06.08.2007).
3Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 N 578 (в ред. от 26.07.2007).
4В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2011 № 1000н «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».
5Утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания".
6В соответствии с п.10 ч. 1 ст.58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».