Проблемы аптечной профессии сложно решить в одиночку
Плесовских Анна
Управляющий партнер объединенного фармацевтического портала PharmaPharm
Обсуждаемый в течение года в обществе закон о повышении НДС до 20% может затронуть и фармрынок, несмотря даже на то, что налог не распространяется на лекарственные средства.
Дело в том, что покупательская способность россиян, согласно прогнозам, заметно снизится, и фармацевтический рынок может на это среагировать следующим образом: в связи с инфляцией российские граждане, несомненно, вынуждены будут закладывать больший бюджет на свою потребительскую корзину. И, невзирая на то, что цены на лекарственные средства, в отличие от остальных товаров и услуг, останутся неизменными, ряду граждан наверняка придется сделать выбор в пользу более дешевых аналогов, дженериков, в т.ч. российского производства.
В уходящем году была очень острой тема конкуренции аптечных сетей с онлайн–площадками по продаже лекарственных средств. Предполагаю, что в году грядущем такая конкуренция продолжится. Если рассматривать преимущества онлайн–площадок с точки зрения удобства для потребителя–пациента, то можно выделить следующие плюсы: более широкий ассортимент, практически круглосуточную доступность, конфиденциальность, что немаловажно, и зачастую цену (ибо онлайн–площадки избавлены от затрат на аренду и зарплаты большому количеству сотрудников).
В этом я вижу определенные риски для «живых» аптечных пунктов. Вдобавок ко всему, аптекам, скорее всего, придется учитывать то, что продажей лекарственных препаратов могут заниматься и непрофильные онлайн–площадки (например, крупные ритейлеры вне фармы), если, конечно, российское законодательство даст добро.
Также активно обсуждались задачи при включении препаратов в список ЖНВЛП, вопросы введения обязательной маркировки... Безусловно, не снижает обороты полемика об импортозамещении. Поддержка собственного производства лекарственных средств — это сегодняшний тренд, и стратегия "Фарма–2030" — тому яркое подтверждение, на которое стоит обратить внимание не только промышленности, но и фармрознице.
Я убеждена, что все эти вызовы и задачи просто необходимо решать вместе, всем фармацевтическим сообществом. И стремление к объединению в аптечном сегменте — это, на мой взгляд, одна из ключевых особенностей уходящего года.
Не столь важно, консолидация это или слияние — в данном случае тенденция едина: очевидно, что в одиночку решить глобальные проблемы профессии практически невозможно. И как раз объединенное аптечное сообщество сможет сообща решать общие вопросы отрасли. Не только "внутри себя", не только в своем звене, но и, что немаловажно, понимать направления развития всей фармацевтической отрасли в целом.