27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Аптека // Правовая поддержка

Важный источник информации о нежелательных реакциях

Фармаконадзор — это вид деятельности, направленный на предотвращение негативных последствий при применении лекарственных средств. И фармацевты, и провизоры играют важную роль в сборе информации о нежелательных реакциях и отсутствии эффективности средств.

Об алгоритме работы фармацевта с информацией о нежелательных реакциях при применении лекарственных средств рассказала Алсиня Мухаметзянова, специалист по фармаконадзору.

Нежелательное явление — это любое неблагоприятное изменение в состоянии здоровья пациента или субъекта клинического исследования, которому назначался лекарственный или исследуемый препарат, независимо от причинно-следственной связи с его применением.

Например, в аптеку обратился пациент с жалобой на головную боль и сонливость после применения лекарственного средства. После прекращения приема лекарства нежелательные явления исчезли. В данном случае описываются нежелательные реакции — головная боль и сонливость, здесь уже есть причинно–следственная связь с приемом лекарства.

Серьезная нежелательная реакция — это нежелательная реакция, которая приводит к смерти, представляет угрозу для жизни, требует госпитализации пациента или ее продления, приводит к стойкой либо выраженной нетрудоспособности или инвалидности, к врожденным аномалиям или порокам развития и требует вмешательства для предотвращения перечисленного.

Непредвиденная нежелательная реакция — это реакция, характер, степень тяжести и исход которой не соответствуют информации в действующей инструкции по медицинскому применению лекарства. Например, пациентка пожаловалась, что у нее при применении лекарств начали выпадать волосы, а после отмены препарата выпадение прекратилось. В инструкции не указано, что применение препарата может вызвать алопецию. Источниками о нежелательных реакциях при применении лекарственных средств могут быть данные сети Интернет, научно–медицинская литература, работники системы здравоохранения (врачи, фармацевты), потребители (пациенты), публикации в прессе, опрос специалистов, книга жалоб и предложений (чаще всего с жалобами люди обращаются именно в аптеку) и др. источники. Все данные из книги жалоб и предложений, касающиеся нежелательных реакций, необходимо фиксировать согласно стандартной операционной процедуре.

Согласно стандартам ВОЗ, на 1 млн человек ежегодно должно подаваться не менее 200 спонтанных сообщений о нежелательных реакциях, чтобы сведения отражали реальную картину проблем безопасности фармакотерапии. По результатам анкетного опроса, проведенного в различных странах, о взгляде, практике и знаниях в области фармаконадзора, Россия, к сожалению, стоит на последнем месте. Всего лишь 5% фармацевтов и провизоров сообщают о нежелательных реакциях в Росздравнадзор.

Основные причины, по которым фармацевты и провизоры не сообщают о нежелательных реакциях, — это дефицит знаний в области фармаконадзора, недостаток времени на составление формы извещения, незнание, как и куда направить форму извещения, уверенность, что заполнение формы извещения является обязанностью врача (хотя это не так).

Согласно ст. 64 "Фармаконадзор" Федерального закона №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", субъекты обращения лекарственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обязаны сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях (серьезных и непредвиденных) при применении ЛС, индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности ЛС.

Порядок осуществления фармаконадзора регламентирован приказом Федеральной службы по надзору в здравоохранении (Росздравнадзор) от 15.02.17 №1071.

Перечень документов, который должен быть в аптеке для осуществления фармаконадзора:

  • внутренний приказ о назначении уполномоченного лица по фармаконадзору;
  • инструкция уполномоченного лица по фармаконадзору;
  • журнал учета сообщений о нежелательных реакциях и случаях отсутствия эффективности;
  • график и журнал прохождения обучения по фармаконадзору (желательно не менее одного раза в год);
  • информирование потребителей по вопросам безопасности применения ЛС.

В скором времени выйдет профессиональный стандарт провизора, среди необходимых умений которого будет знание системы фармаконадзора РФ, а среди необходимых знаний — положения нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента, включая систему фармаконадзора РФ.

Процесс фармаконадзора осуществляется в рамках стандартной операционной процедуры, которая называется "Порядок осуществления фармаконадзора в аптечной организации". Он включает информацию об ответственном лице по фармаконадзору в аптеке, отделе, где поводится фармаконадзор, и временные рамки, в которые должен осуществляться надзор.

Основными должностными обязанностями уполномоченного лица по фармаконадзору в аптечной организации являются планирование, организация, поддержание и контроль за функционированием системы фармаконадзора.

Консультирование

Требуемая минимальная информация о нежелательной реакции:

  1. Идентифицируемый репортер (источник), который может быть назван по имени или инициалам, адресу или квалификации (врач, провизор и пр.).
  2. Идентифицируемый пациент, который может быть обозначен путем указания его инициалов, даты рождения, возраста и пола (информация о пациенте должна быть максимально полной).
  3. По меньшей мере один подозреваемый лекарственный препарат.
  4. По меньшей мере одна подозреваемая нежелательная реакция.

Для того чтобы определить связь между применением лекарственных средств и произошедшим событием, надо задать как минимум три вопроса:

  1. Могло ли подозреваемое лекарственное средство вызвать данную нежелательную реакцию (НР)?
  2. Вызвало ли подозреваемое лекарственное средство эту НР?
  3. Является ли наблюдаемая НР характерной для данного лекарственного средства и может ли она возникать у других пациентов?

Как заполняется извещение о нежелательной реакции?

Обязательно указываются инициалы пациента, пол, вес, возраст, аллергические реакции, беременность (если есть), как лечился (амбулаторно, стационарно), название лекарственного средства, производитель, период применения, показания к применению, дата возникновения НР, описание самой НР, предпринятые меры, информация о сопутствующих заболеваниях и других принимаемых препаратах, контактные данные репортера.

Далее информация заносится в журнал о безопасности и эффективности лекарственного средства. Унифицированной формы такого журнала в аптеках нет. А вот форма извещения о нежелательных НР унифицирована.

Временные рамки предоставления информации о серьезных и непредвиденных нежелательных реакциях в Росздравнадзор — 15 календарных дней.

Информацию о нежелательных реакциях или отсутствии эффективности лекарственного средства можно найти в соответствующей вкладке на сайте Росздравнадзора.

Для того чтобы репортировать сообщение о НР, необходимо отправить извещение либо на электронную почту Росздравнадзора, либо по факсу, либо онлайн (при этом надо получить доступ к ресурсу) на сайт, а также на почтовый адрес ведомства.

По материалам вебинара, организованного "Катрен Стиль"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики правовая поддержка:
Нужны ли сертификаты для руководителей практики?

Согласно пункту 1 Типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, утвержденной приказом Минздрава РФ от 30.06.2016 г. №435н, существует требование к педагогическим и научным работникам образовательных и научных организаций. Они должны обладать сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста. В связи с этим возникает вопрос: должен ли руководитель практики также обладать сертификатом или аккредитацией?

Обучение сотрудников: права и обязанности

Фармацевтическая компания обучает новых сотрудников рабочим профессиям, предоставляя оплаченное время обучения с условием, что после успешной сдачи квалификационного экзамена они смогут работать с полной заработной платой. В трудовой договор также включаются аналогичные условия при переводе на рабочую профессию. Поскольку эти должности имеют вредные условия труда, доплата начинает действовать с момента сдачи экзамена. Являются ли такие условия правильными?

Правовые вопросы обращения медизделий в аптеке

Медицинские изделия (МИ) играют важную роль в ассортименте аптек. Однако что именно представляют собой МИ и какие требования законодательства должны учитывать аптеки при работе с этой категорией товаров? На эти вопросы ответили юристы практики «Фармацевтика и здравоохранение» компании «Пепеляев Групп».

Как использовать товарный знак в рекламе?

Контрагент запрашивает разрешение на использование товарного знака, принадлежащего ассоциации аптечных организаций, для рекламы своих товаров на TV с указанием, что такие товары доступны в аптеках членов ассоциации. Достаточно ли предоставить письмо-согласие или необходимо заключение лицензионного договора с правообладателем? Возможно, нужен договор рекламных услуг, поскольку реклама направлена не только на товары контрагента, но и на аптеки ассоциации?

Что относится к медицинским отходам?

В результате деятельности аптечной сети образуются отходы: автомобильные аккумуляторы, уличные вывески, мониторы, телефоны, кондиционеры, системные блоки и мебель из помещений аптек. Со специализированной организацией заключен договор на утилизацию медицинских отходов. Вопрос: являются ли такие виды отходов медицинскими? Нужно ли разрабатывать паспорта для их утилизации?

Специализированные
мероприятия