Власти надо научиться доказывать правоту своих действий
Колесников Сергей Иванович
Заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья, акад. РАМН, заслуженный деятель науки РФ
При существующей редакции Федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. коррупция не исключена при любом составе закупщиков. Главное – независимые эксперты из числа профессионалов, которые должны отвечать как рублем, так и уголовно за неправомерные закупки, и, кроме того, за формирование технических заданий и соблюдение интересов отечественных фармпроизводителей. Здесь аукционный принцип негоден. Кроме того, существующее правило полугодичных или годовых контрактов не позволяет заключать контракты с инвестиционными условиями (например, переноса производства на территорию России). Это возможно только при гарантированных 3–5-летних закупках как для наших, так и зарубежных фармпроизводителей.
Кстати, я еще не слышал о случаях «посадки» чиновников и тендерных специалистов, которые закупили вместо отечественных аналогов более дорогие зарубежные препараты (а таких необоснованных закупок до 2/3 судя по данным Росздравнадзора). Пора бы власть употребить!
Реализацию программы замещения импортных ЛС отечественными осложняет то, что ряд импортных препаратов не имеет отечественных аналогов. В такой ситуации, на мой взгляд, целесообразнее использовать три возможные стратегии:
– для текущих нужд закупать качественные импортные ЛС, параллельно разрабатывая свои инновационные препараты;
– уже сейчас приобрести патенты на жизненно важные и инновационные препараты, а дженерики производить по мере истечения патентов;
– на привлекательных взаимовыгодных условиях приглашать ключевых иностранных фармпроизводителей размещать производства в России.
Однако для реализации всего этого необходимо инвестировать очень серьезные средства как в закупку технологий полного цикла, так и научные разработки, создание фарм- и биотехнологических кластеров, центров совершенства в области апробации и испытаний активных молекул, доклинические и клинические испытания. Необходимо провести инвентаризацию наших активных молекул. Допустим, на рынке биотехнологических пептидных лекарственных препаратов разработки российские (в основном Института биоорганической химии РАН им. Овчинникова) составляют около 10% мировых, тогда как по остальным – менее 1%. Их закупают и патентуют многие страны мира, а мы о них почти ничего не знаем и не поддерживаем. Пример – отечественный инсулин.
Полагаю, что к формированию списка препаратов, которые должны выпускать отечественные фармкомпании с целью обеспечения лекарственной безопасности страны, должен быть привлечен как можно более широкий круг специалистов, ассоциаций и организаций, в т.ч. пациентских. Сейчас этого нет, и список ЖВНЛС обсуждается в закрытом режиме, келейно. После чего возникает законное возмущение. Власти надо научиться доказывать правоту своих действий. Мы же, по словам президента Д.А. Медведева, формируем демократическое гражданское общество.
В перечне препаратов, которые следует выпускать российскими фармкомпаниями, если говорить об упаковках, а не стоимостном выражении и о производстве полного цикла (от субстанций до упаковки), долю отечественных дженериков можно довести и до 70% замещения импортных дженерических препаратов и даже до 100%, если это будет выгодно производителям и будет поддержка государства. В общем объеме ЛС это составит около 55–60%. Сейчас на рынке около 1% импортных инновационных препаратов, на которые были куплены патенты, а надо бы иметь 10–15% таких препаратов. Отечественных инновационных препаратов сейчас также около 1%, от общего объема ЛС а надо 10% к 2020–2030 гг. Доля отечественных ЛС «старого» поколения, полагаю, должна составлять 15–20%. За рубежом имеет смысл закупать только те препараты, которые невыгодно производить и нет возможности разработать.