20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
20.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Тема номера

Вопрос о модернизации аптек – риторический

Вопрос о модернизации аптек – риторический

Вопрос о модернизации аптек – риторический

Фельдман Олег Петрович

Генеральный директор аналитической компании «Комкон-Фарма»

Разговоры о модернизации в отношении аптечной деятельности – это скорее удовлетворение потребности нового лексикона, чем разговор о сути. Сегодня аптечные сети существуют по четким рыночным законам и, условно говоря, они будут модернизироваться или еще каким-то образом изменяться только тогда, когда этого потребует рынок. Поэтому все разговоры в стиле президентской терминологии не имеют абсолютно никакого отношения к этому процессу. Здесь интересы бизнеса находятся на том уровне развития, на котором находится рынок. Одна из составляющих модернизации – технологическая. Она складывается из системы поставок в аптеки, инструментального обеспечения процесса товарного воспроизводства в аптеках, которое позволяет правильно управлять аптечным бизнесом. Сегодня это оптимизировано ровно настолько, сколько требует рынок. В существующих или запускаемых аптечных сетях есть автоматизированные процессы управления ассортиментом, продажами и т.п. На рынке существует множество предложений по инструментальному обеспечению, это могут быть и сетевые решения, и др. В аптеке, если она включена в нормальные бизнес-процессы, обязательно должна быть система предметно-количественного учета, которая дает возможность управлять товарными запасами на основе получения данных о продажах. Это естественный процесс.

Отношения с дистрибьюторами во многом зависят от сложившихся здесь подходов, ведь не секрет, что аптеки существуют за счет товарных кредитов дистрибьюторов. Вся эта система базируется во многом на том, что стоимость продаваемых лекарственных препаратов у нас гораздо ниже, чем где бы то ни было. Проблема в том, что если сравнивать наш рынок с рынком развитых стран, то количество продаваемых упаковок у нас соизмеримо с количеством продаваемых на западных рынках, а сам размер рынка гораздо меньше. Это приводит к тому, что маржа, которая накапливается на всех этапах, гораздо меньше. Поэтому нет возможности нормально инвестировать в логистику, когда, например, поставка осуществляется три раза в день и иногда в ночное время. В Германии, например, можно у дверей аптеки оставить ящик с медикаментами. У нас этого нет и не нужно при существующей системе. Аптечная сеть не может изменяться сама по себе, для этого должно измениться очень многое на рынке: страховая медицина, система регулирования цен, лекарства не должны полностью оплачиваться из кармана пациента и т.д. Вопрос о модернизации аптек в этом аспекте – риторический.

Все, что на сегодняшний день имеет отношение к обязательному медицинскому страхованию, пока напрямую не затрагивает систему лекарственного обеспечения. Увеличение налогов (имею в виду платежи по ЕСН) не имеет отношения к системе здравоохранения, а имеет отношение к внутренней финансовой политике государства и налоговой политике. Если увеличатся налоги, у аптек есть два пути: или умереть, или находить другие пути выживания. Например, существенно повышать производительность труда в аптеках (в той же Германии нет аптек с такими большими торговыми залами, как у нас, нет аптек с огромной зоной продаж, при этом средний оборот их аптек гораздо больше). Природа этого оборота заключается в других лекарствах, другой марже и другой системе.

Могу привести множество примеров по Москве, когда крупные сетевые аптеки открывали розничные точки с большими торговыми помещениями, а потом половину этих помещений занимали банки и др. структуры. Пример «Риглы» с трехэтажной аптекой – единичный. Таких крупных аптек в будущем будет меньшинство. Поэтому и развиваются аптечные сети-дискаунтеры. Скорее всего, в будущем будет преобладать скорее эргономичный вариант. Маркетинг позволяет находить разные ниши. Кто-то ради того, чтобы купить лекарство дешевле, готов проехать несколько остановок на общественном транспорте, для другого важна шаговая доступность аптеки. Но и это нельзя назвать модернизацией, не хотелось бы использовать это слово. Это нормальный рыночный отклик на существующую ситуацию на рынке.

Например, варианты с открытой выкладкой товара: сегодня они работают, через какое-то время, возможно, перестанут себя оправдывать, но маркетинг должен перестроиться перед возникающими обстоятельствами или должен создавать их под себя.

Все изменяется, и это не модернизация, это реальные потребительские требования, которые руководят рынком.

Споры о том, чем считать аптеку – предприятием торговли или учреждением здравоохранения, я считаю абсолютно никчемными. Это определяется идеологией внешнего регулирования, не более, потому что если аптека – медицинское учреждение, то тогда департамент здравоохранения будет постоянно ее дергать, если торговое предприятие – то торговые и налоговые инспекции. На Западе такой вопрос не возникает вообще.

Есть некое противоречие. С одной стороны, меняют систему налогов – т.е. выживай сам. А если ты медико-социальное учреждение, то будут накладываться ограничения. Но если аптеки отнести к медико-социальным учреждениям, пусть тогда государство дотирует их, не должно быть проблем с фондом заработной платы и т.д.

Если бы у нас было нормальное законодательство, регулирующее нормы отпуска и нормы содержания помещения, то почему бы, например, в аптеке не открывать кафе или что-то другое. Например, в США есть аптеки, где аптечная часть занимает одну пятидесятую пространства, но там можно купить и обувь, и мелкую одежду, и косметику, и т.д. У нас нет настоящей свободы в бизнесе, выгодной всем, а возникающие ограничения – временные и искусственные.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики мнение специалиста:
Развитие фармпрома невозможно без диалога с наукой
 Мнение специалиста

Наталья Папазова, генеральный директор производственной компании "Исследовательский институт химического разнообразия" ГК "ХимРар"

Развитие сотрудников - это также инвестиция в наше будущее
 Мнение специалиста

Горшков Андрей, главный исполнительный директор Группы "Озон фармацевтика"

Внедрение "второго лишнего" следовало бы сделать поэтапным
 Мнение специалиста

Настасья Иванова. директор по развитию ООО "Интер-С Групп"

И инновациям и фармсубстанциям необходима поддержка
 Мнение специалиста

Побелянский Георгий, генеральный директор фармацевтической компании "ВЕРТЕКС"

К вопросу о барьерах в евразийском пространстве
 Мнение специалиста

Быков Александр, директор по экономике здравоохранения "Р-Фарм"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban