Вопрос — ответ специалистов
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанное в вопросе лицо может быть принято на должность фармацевта в медицинское учреждение. Тот факт, что гражданин подвергался уголовному преследованию по ч. 1 ст. 200 УК РФ, никак не препятствует его работе (на любой должности) в сфере медицинского обеспечения с участием несовершеннолетних.
Обоснование вывода:
В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере медицинского обеспечения с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абз. третьем и четвертом ч. 2 ст. 331 ТК РФ.
Следует обратить внимание, что ст. 331 и 351.1 ТК РФ предусматривают ограниченный перечень категорий составов преступлений, совершение которых является основанием для недопущения к трудовой деятельности, причем правовая конструкция этой нормы позволяет соотнести эти категории с отдельными главами Особенной части УК РФ, а именно:
- преступления против жизни и здоровья — гл. 16 УК РФ;
- преступления против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы) — гл. 17 УК РФ;
- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности — гл. 18 УК РФ;
- преступления против семьи и несовершеннолетних — гл. 20 УК РФ;
- преступления против здоровья населения и общественной нравственности — гл. 25 УК РФ;
- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства — гл. 29 УК РФ;
- преступления против мира и безопасности человечества — гл. 34 УК РФ;
- преступления против общественной безопасности — гл. 24 УК РФ.
Также к деятельности в сферах, поименованных в ст. 351.1 ТК РФ, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Как следует из вопроса, работник, которого работодатель хочет принять на должность фармацевта в медицинское учреждение, ранее подвергался уголовному преследованию по ч. 1 ст. 200 УК РФ ("Обман потребителей"). Эта норма, в настоящее время утратившая силу, была включена в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности". УК РФ относит данное преступление к категории преступлений небольшой тяжести (ч. 1 ст. 15 УК РФ).
Следовательно, преступление, ответственность за которое была ранее предусмотрена ч. 1 ст. 200 УК РФ, не относится к категориям составов преступлений, с которыми ст. 351.1 ТК РФ связывает ограничения трудовой деятельности. Соответственно, тот факт, что гражданин подвергался уголовному преследованию по ч. 1 ст. 200 УК РФ, никак не препятствует его работе (на любой должности) в сфере медицинского обеспечения с участием несовершеннолетних.
Таким образом, указанное в вопросе лицо может быть принято на должность фармацевта в медицинское учреждение.
К сведению:
Федеральным законом от 08.12.2003 №162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" ст. 200 УК РФ признана утратившей силу. В настоящее время за обман потребителей предусмотрена административная ответственность по ст. 14.7 КоАП РФ. В силу ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание, или отбывших наказание, но имеющих судимость. Соответственно, декриминализация деяния, за которое ранее работник был осужден, свидетельствует об отсутствии у него судимости по ст. 200 УК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2008 №46-О08-21, постановление Курганского областного суда от 01.10.2013 №22-2537/2013 и др.).
Кудряшов Максим, эксперт
Материал предоставлен службой Правового консалтинга ГАРАНТ