Задачи, стоящие перед отраслью, требуют не только финансовых ресурсов, но и своевременного отклика на вызовы времени и готовность к переменам. Многие из них собраны в нацпроекте "Здравоохранение", который был одобрен 3 сентября этого года.
О НАШЕМ ЗДОРОВЬЕ ПОЗАБОТЯТСЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
По словам заместителя министра здравоохранения РФ Екатерины Какориной, проект преследует две глобальные демографические цели — обеспечение устойчивого роста населения и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г. и до 80 лет к 2030.
Способствовать реализации целей должны 8 федеральных проектов. Задача первого из них — повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи для всех граждан нашей страны, включая тех, кто проживает в малонаселенных и труднодоступных районах, поэтому значительную часть средств планируется потратить на санитарную авиацию. В частности, в рамках проекта будут приобретены более 1300 мобильных медицинских комплексов, построены новые вертолетные площадки для санитарной авиации и увеличено количество вылетов.
Планируется создать более 350 новых ФАПов и врачебных амбулаторий и отремонтировать около 1200 уже существующих учреждений, находящихся в аварийном состоянии. Не забыли и о скорой помощи — к 2022 г. должно завершиться формирование региональных систем диспетчеризации.
В поликлиниках будут внедрены lean–технологии, которые значительно повысят качество оказываемой помощи и вместе с тем снимут с медработников лишнюю нагрузку. Врачам больше не придется заполнять множество документации, а пациенты смогут проще и быстрее записаться к нужному специалисту. Кроме того, в ЛПУ будет понятная навигация, открытая и вежливая регистратура и комфортные условия для пациентов в зоне ожидания.
К 2024 г. увеличится число граждан, проходящих профилактические осмотры не реже раза в год. Диспансеризацией планируется охватить 70% населения. Сейчас эта цифра составляет 40%.
Следующие федеральные проекты направлены на борьбу с сердечно–сосудистыми и онкологическими заболеваниями, ставшими одной из основных причин смертности в мире.
Через 6 лет число смертей от болезней кровообращения должно составить примерно 450 случаев на 100 тыс. человек. Для достижения положительной динамики будут приняты следующие меры:
- Профилактика ССЗ, своевременное выявление факторов риска осложнений.
- Разработка клинических протоколов и рекомендаций по оказанию помощи больным ССЗ и повышение качества лечения.
- Оснащение новым оборудованием для оперативных вмешательств и реабилитации пациентов 140 региональных сосудистых центров и 469 первичных сосудистых отделений.
Смертность от злокачественных новообразований к 2024 г. планируется снизить с 200 до 185 случаев на 100 тыс. населения. Для этого будут продолжать развиваться скрининговые и другие профилактические программы, которые будут посвящены как онконастороженности среди врачей и пациентов, так и формированию культуры здорового образа жизни. Предполагается, что работа в этом направлении приведет к тому, что число случаев выявления рака на 1–й и 2–й стадиях составит более 60%.
На базе многопрофильных клиник будут созданы амбулаторные отделения онкологической помощи с современным оборудованием, улучшится материально–технологическая база онкологических центров и диспансеров. Также начнут работу окружные референс–центры, занимающиеся гистологическими, патоморфологическими и лучевыми исследованиями.
В области детского здравоохранения ведущими задачами становятся создание четкой структуры медицинской помощи детям, развитие профилактического направления в педиатрии, повышение квалификации медперсонала, улучшение оснащения клиник и строительство новых детских поликлиник и больниц.
Для обеспечения лечебных учреждений высококвалифицированными кадрами, современными технологиями и методическими руководствами будут открываться новые Национальные медицинские исследовательские центры (НМИЦ).
Их работа в области мониторинга и аудита других ЛПУ, а также проведение телемедицинских консультаций повысит уровень оказания медпомощи в каждом субъекте Федерации. К 2024 г. планируется открыть не менее 27 НМИЦ.
Один из федеральных проектов предусматривает создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Благодаря этому система здравоохранения будет слаженно функционировать на всех уровнях, а население сможет в полной мере пользоваться электронными сервисами и услугами, например, записаться к врачу, узнать о проведенных медицинских манипуляциях и получить доступ к своим электронным медицинским документам.
Нацпроект "Здравоохранение" также затрагивает развитие экспорта медицинских технологий и услуг, который не только повысит престиж отечественного здравоохранения за рубежом, но и привлечет в отрасль дополнительные средства.
ЛЕКОБЕСПЕЧЕНИЕ — ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН ВЫБРАТЬ ЗДОРОВЬЕ
Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко отметил, что основными вопросами отечественного здравоохранения остаются качество и доступность медпомощи, а также проблема лекобеспечения.
Для повышения качества и доступности медуслуг и лекарственных средств требуются не только финансовые средства — прежде всего, нужно менять систему управления, планировать территориальные программы и разработать четкую систему менеджмента качества. Для каждого пациента важна безопасность. Если в случае с лекарственными средствами и медизделиями ее принципы соблюдаются, то в медучреждениях это происходит не всегда — пациент может столкнуться с небезопасной средой, слабой хирургической и эпидемиологической безопасностью.
Что касается льготных препаратов, то сегодня их ассортимент стабилен и сужаться не собирается. Если какие–то лекарственные средства уходят с рынка, то их место заменяют новые, поэтому никакого повода говорить о дефиците лекарств нет. Однако не все регионы уделяют лекобеспечению должное внимание. Так, в прошлом году ведомство выявило в 26 субъектах Федерации снижение затрат на льготное лекобеспечение.
Это может быть связано со стремлением пациентов заменить предлагаемый им льготный препарат денежной компенсацией, что может негативно сказаться на их здоровье и уменьшении финансирования программы лекобеспечения. Возможным вариантом ее решения начальник Управления контроля за реализацией государственных программ Росздравнадзора Виктор Фисенко видит в разъяснительной работе с гражданами по разъяснению их прав на льготные препараты.
В этом году ведомство провело 18 проверок, причем 3 из них внеплановые. Наиболее распространенные жалобы — отказ в выписке льготных рецептов, несвоевременное обеспечение препаратами, отказ от постановки на отсроченное обслуживание и недостаточный контроль за управлением товарным запасом, из–за чего наблюдаются случаи списания лекарств по причине истечения срока годности. Также были выявлены нарушения в работе врачебных комиссий, недостоверные сведения по части выписанных рецептов, низкая доступность обезболивающих препаратов и слабая физическая доступность лекарственных средств для жителей удаленных районов. В среднем число обращений граждан в Росздравнадзор с каждым годом увеличивается на 20–25%.
По материалам V Межведомственной конференции "Финансирование системы здравоохранения: проблемы и решения" — "Финздрав 2018"